90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Для Сербии свободная торговля с РФ/ЕАЭС выгоднее политиканской конъюнктуры

06.10.2024 15:00

Экономика

Для Сербии свободная торговля с РФ/ЕАЭС выгоднее политиканской конъюнктуры

За истекшие три года с ввода в действие (в июле 2021 г.) зоны свободной торговли Сербии с РФ/ЕАЭС их торговые взаимосвязи получили комплексное развитие. Что положительно влияет также на их инвестиционное сотрудничество. А во внешнеполитическом контексте данная ЗСТ к настоящему времени – единственный внесанкционный ареал партнерства России с европейскими странами.

Но растущее давление коллективного Запада на Сербию для ее принуждения к участию в антироссийских и антибелорусских санкциях, транзитно-логистическая зависимость Белграда от соседних стран-членов ЕС и НАТО, вкупе с отсутствием у Белграда собственного морского порта не могут не сказываться на экономическом взаимодействии Сербии с РФ/ЕАЭС. Соответственно, в общем объеме торговли Сербии с ЕАЭС свыше 90% приходится на сербско-российскую торговлю, доля сербско-белорусской – максимум 5%. Здесь сказывается и большая в сравнении с РФ географическая удаленность других стран ЕАЭС от Сербии.

Как отмечает Ненад Попович, сопредседатель межправкомитета (МПК) по торговле и сотрудничеству Сербии с РФ, «ЗСТ с ЕАЭС (соглашение подписано в октябре 2019 г. – Ред.) – геостратегический и геоэкономический выбор Белграда в пользу углубления сотрудничества с ЕАЭС». Благодаря такой зоне сербская экономика получает возможность экспортировать без торговых пошлин товары на обширный рынок ЕАЭС. Это, по оценке Н. Поповича, «значимое конкурентное преимущество в сравнении с другими странами Европы и мира».

Плюс к тому ЗСТ благоприятно влияет «и на приток инвестиций из ЕАЭС в Сербию. Можно ожидать новых инвестиций из стран ЕАЭС, которые могут использовать достоинства этого соглашения, если производят товар в Сербии». По мнению Н. Поповича, страны Союза получают аналогичные и смежные выгоды от означенной зоны.

В контексте упомянутых факторов весьма важно, что, как Белград отвергает санкции против РФ, так и Москва солидарна с позицией Сербии относительно Косово, отделяемого от Сербии известной политикой ЕС и НАТО. Позиция РФ в этом вопросе прежняя: Косово – неотъемлемая сербская территория, что подтверждается заявлением Марии Захаровой, официального представителя МИД РФ, 20 сентября. Аналогичная позиция у других стран ЕАЭС, как и у стран-наблюдателей в Союзе – Кубы и Узбекистана. Кстати, действуют долгосрочные соглашения Сербии с Кубой и Узбекистаном об экономическом и научном сотрудничестве.

Взаимная торговля РФ и Сербии в 2023 г. составила 3 млрд долл., что почти на $1 млрд меньше, чем был рекордный уровень годом ранее. По оценкам МПК, это обусловлено, прежде всего, усложнением и удорожанием транзита, как и логистики в обоюдных транспортно-экономических связях. «Транзитные» страны-члены ЕС и НАТО с весны 2022 г. ввели и ужесточают ограничения на внешнеторговый транзит РФ (и Белоруссии) и/или повышают расценки на такой транзит. Кроме того, было некоторое снижение цен примерно на четверть ассортимента взаимопоставляемых товаров (некоторые текстильные изделия, ряд видов овощей и фруктов, зерновую муку, полуфабрикаты для химудобрений и для некоторых видов фармацевтической продукции).

Распределение грузоперевозок между ЕАЭС и Сербией

(% к объему, за 2019-23 гг.)*

Транзит через Болгарию**

5

 

Транзит через Македонию-Грецию**

12

Транзит через Хорватию,

Словению, Боснию и Герцеговину и

Черногорию**

14

Перевозки по р. Дунай***

4

Прямое воздушное сообщение

65

* исключая трубопроводные поставки

** далее в/из РФ/ЕАЭС морским транспортом

*** суда «река-море» между портами РФ и Сербии, далее по ж/д и автотранспортом

Всё же во внешней торговле Сербии РФ «по-прежнему на 6-м месте, – уточняет Н. Попович. – Торговля с вами превышает объемы товарооборота Сербии с США, всем Африканским континентом, ненамного меньше, чем с Китаем». А в структуре обоюдной торговли весьма широкий ассортимент – «энергоносители, химикаты, продукты питания, лекарства, а также оборудование для оборонно-промышленного комплекса».

В российском экспорте преобладают наряду с природным газом химудобрения, многие виды промышленного и энергооборудования. Встречные поставки состоят в основном из холодильного оборудования, ряда видов комплектующих, химических волокон, изделий легпрома, товаров фармацевтики, фруктов и овощей. По оценкам МПК, ассортимент взаимно поставляемой продукции в 2024-25 гг. расширится не менее чем на треть, а объем взаимной торговли наверняка превысит 4 млрд долл. в год.

Сербская сторона официально отмечает: экономика страны продолжает развиваться и потому, что она получает российский газ по долгосрочному контракту (в основном по болгарско-сербской ветке «Турецкого потока»), чрезвычайно выгодному Сербии, ибо не имеет альтернативы по ценам других поставщиков. По данным директора сербской госкомпании «Србиягаз» Душана Баятовича, Россия в 2023-м поставила почти 2,7 млрд кубометров, а в 2024-м поставки превысят 3,1 млрд куб. м. Эта компания недавно договорилась с «Газпромом» об увеличении поставок в зимние месяцы с 6 млн до 11 млн куб. м в сутки при сохранении стабильной цены поставок.

Примечательно в этой связи, что Сербия, Венгрия и Северная Македония в ноябре 2023 г. совместно выступили против вводимого Болгарией почти 20%-го налога на транзит именно российского газа в эти страны, что привело бы к его удорожанию для них на 20-25%. Совместный демарш удался: в Софии в середине декабря 2023 г. заявили, что откладывают на неопределенный срок действие такого налога.

 

Возвращаясь к теме поставок в зоне свободной торговли, отметим, что они выгодны, во-первых, потому, что отменены ввозные-вывозные пошлины более чем на половину взаимного товарного ассортимента. Поэтому, по расчетам экспертов обеих стран, сербский импорт из РФ, как и российский из Сербии обходится нередко вдвое дешевле в сравнении с импортом Сербией или Россией той же продукции из других стран.

Во-вторых, в торговле отсутствуют политические ограничения в отличие от остающихся торговых связей стран Запада с РФ (и Белоруссией). Нет товаров, взаимопоставки которых ограничены или запрещены. Эти факторы способствуют и инвестиционному партнерству.

По данным МПК, за 2010-2023 гг. приток российских капвложений в Сербию превысил 3 млрд евро: у РФ ныне четвертое место в иностранных инвестициях в сербскую экономику. Ко второму полугодию в Сербии работало свыше 2100 российских компаний и компаний с российским участием. А сербские инвестиции в РФ со второй половины 2010-х увеличились примерно на треть – почти до 1,2 млрд долл.

Среди крупных совместных проектов выделяется реконструкция и расширение железнодорожной сети Сербии: реализация этого комплексного проекта, идущая с середины 2010-х с участием ОАО «РЖД», завершится в начале 2030-х. В текущем году российская сторона выиграла ряд новых тендеров по участию в данном проекте.

Что касается сотрудничества Сербии с Белоруссией, то в 2023 г. взаимная торговля составила 130 млн долл., в том числе сербский экспорт – почти 70 млн долл. По годам показатели взаимной торговли меняются с конца 2010-х на 10-15% в обе стороны, но ее рост преобладает с ввода в действие ЗСТ Сербия–ЕАЭС. Сербский экспорт – в основном это товары химпрома, электро-приборостроения, фрукты и овощи. Белорусские поставки – преимущественно химудобрения, сельхозтехника, карьерная техника, молочные изделия, текстиль.

С 2019-21 гг. действуют контракты на поставки в Сербию (свыше 130 млн долл.) нефтехимических изделий, автомобильной техники, изделий лесопереработки, масломолочной продукции. По оценке Владимира Улаховича, главы (в 2016-22 гг.) Белорусской торгово-промышленной палаты, «наш товарооборот весьма скромный, но можно весомо прибавить по многим взаимно поставляемым товарам».

Похоже, главный фактор здесь в том, что в Белграде не хотят усиления прессинга Запада ещё и ввиду активных связей с «подсанкционной» Белоруссией. Как сетуют балканские СМИ, Белград уже едва выдерживает давление из-за отношений с Россией. Такую ситуацию в конце 2023 г. предметно оценил Александр Лукашенко: «Если они хотят сотрудничества, тогда должен быть торгово-экономический результат. Если хотят поддерживать санкции против Беларуси, пускай поддерживают». Словом, Белграду в отношении Минска «нужно политически определиться».

Пожалуй, рекомендация главы Белоруссии вполне применима к взаимоотношениям Сербии и с Россией.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

06.10.2024 15:00

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Малик Калылович Осмонов

Осмонов Малик Калылович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
8,1%

рост ВВП Узбекистана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Октябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31