Южная Корея предлагает использовать для строительства АЭС в Казахстане реактор, который разработала Корейская электроэнергетическая корпорация, и в продвижении своих интересов не брезгует применять любые методы.
«Боятся коррупции и не верят в коллаборацию»
Азиатская хитрость иной раз оказывается эффективнее неоколониальных замашек французов и американцев. По крайней мере, именно так может случиться в Казахстане при выборе компании, которая будет строить новую АЭС. Народ уже высказал свое мнение: более 70% процентов участников референдума сказали «да» атомной энергетике в стране. Хотя многие вопросы, связанные с предстоящим строительством, так и остались без ответа. И вот почему:
«Местные опасаются скорее не [за] экологию, а то, что разворуют, возведут объект из дешевого говна и палок, и он таки в итоге жахнет, или растает, как асфальт по весне. Ну и соросята местные, которые вложились в генерацию, активно подогревают публику об опасности затеи. В общем, очень непростая тема для президента на самом деле», – утверждает интернет-пользователь под ником Штиль.
Президент Токаев уже заявил, что он хотел бы, чтобы АЭС строил международный консорциум. Однако вопрос в другом? Какой такой консорциум? В реальность такой коллаборации не верят ни эксперты, ни простые граждан. Скрестить ужа с гадюкой – задача непосильная даже для столь видного политика. По крайней мере, в нынешних геополитических условиях противостояния России и коллективного Запада.
«Если Токаев хочет иметь современную, надежную АЭС, построенную за приемлемые деньги и в срок, то он выберет «Росатом». А хотелки про «международный консорциум» – это бред индейца», – уверен блогер под ником Zl.
Впрочем, в этом году весьма кстати появился третий игрок в битве за контракт на строительство АЭС в Казахстане. Речь о компании из Южной Кореи. Нет, конечно же, мало у кого имеются сомнения, что за южнокорейцами стоят все те же американцы, тем более что и сами претенденты из Страны утренней свежести не скрывают, что в основе их технологий лежат хорошо известные американские разработки с корейской спецификой. А по чьим технологиям будут возводить станцию – теперь вопрос политический.
«Технологически российский вариант – один из лучших. Их серия реакторов имеет 50-летнюю историю, разные варианты проверены, плюс у нас язык общий, техническая документация подписана, нормативная база близкая, все-таки мы были в одном Союзе, и их проект легче реализовать в Казахстане. Но тут не следует забывать о санкциях», – говорит генеральный директор АО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантихин.
Противники реализации проектов АЭС в Казахстане указывают на экологические риски, ссылаясь на негативные последствия использования территории республики для советских ядерных испытаний под Семипалатинском в 1949–1989 гг., а также угрозу усиления «зависимости» от России в случае строительства станции по проекту российских атомщиков.
Стоимость возможного возведения АЭС в Казахстане оценивалась гендиректором ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимуром Жантикиным в $10–15 млрд. Согласно информации с сайта правительства страны, Астана рассматривает в качестве участников потенциального тендера компании, уже эксплуатирующие реакторы поколения III+ собственной разработки.
Кто стоит за южнокорейской компанией?
Кроме «Росатома», это Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC), южнокорейская Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP) и Électricité de France (EdF, Франция). Американские компании GE-Hitachi и Nuscale были отклонены казахстанскими властями, так как на момент начала рассмотрения вопроса не имели опыта промышленной эксплуатации своих проектов.
Корея предлагает строить АЭС пулом компаний в составе консорциума, где саму станцию возводит Hyundai Engineering and Construction, энергетическая корпорация Doosan производит сам реактор, его техобслуживанием занимается компания KEPCO, а управляет всем этим нацкомпания KHNP (Korean Hydro and Nuclear Power). Страна, в частности, предлагает вариант использования реактора APR-1400. Это водо-водяной энергетический реактор, разработанный Корейской электроэнергетической корпорацией (KEPCO). Реактор имеет сертификат соответствия Корейского института ядерной безопасности и Комиссии по ядерному регулированию США.
«Выбор Южной Кореи в качестве партнера для строительства атомной электростанции в Казахстане имеет множество преимуществ. Южнокорейский опыт, технологии и международные стандарты безопасности делают их одним из самых надежных и прогрессивных игроков на глобальном рынке атомной энергетики. Казахстан, сотрудничая с Южной Кореей, получит не только доступ к проверенным и безопасным технологиям, но и возможность значительно развить свою промышленность», – такую картинку после многочисленных командировок в Сеул, оплаченных принимающей стороной, рисуют сотрудники казахстанского издания El.kz.
Действительно, южнокорейские проекты APR различных мощностей построены и эксплуатируются как в стране, так и за рубежом, однако их основная проблема, грозящая блокировкой зарубежных проектов, – юридический спор с американской Westinghouse. Если спор будет проигран, то судьба любого проекта по строительству таких реакторов за рубежом окажется в руках США с последующим выставлением американской стороной политических требований.
«Деньги не пахнут»
Выбор «Росатома» или китайцев (вместе или по отдельности), несомненно, вызовет гнев американцев. Что при определенном варианте развития событий вполне может привести к аресту счетов казахстанских чиновников в западных банках – воровать награбленное янки не привыкать. Но и отдать контракт французам или американцам – может серьезно испортить отношения как с Москвой, так и с Пекином, а ведь именно на этих двух странах держится почти вся экономика Казахстана, а значит, от них зависит благополучие простых граждан.
Эксперты отмечают, что Южная Корея в этом смысле может стать компромиссным вариантом. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что южнокорейский бизнес очень неплохо чувствует себя в тех странах, где успех зависит от умения договариваться с местными чиновниками и олигархами. То есть именно в таких, как Казахстан. Там, где японцы или немцы рассказывают о высокой коррупции и препонах, корейцы просто используют этот фактор себе на пользу, пытаясь договориться со всеми. Учитывая небывалую медийную активность и благосклонность многих казахстанских начальников к проекту Korea Hydro & Nuclear Power, похоже, и в данном случае Сеул оставил далеко позади своих американских и европейских партнеров.
При таком варианте развития событий счета многих казахстанских высокопоставленных чиновников в западных банках пополнятся на десятки миллионов долларов. Не исключено, что именно в этом и состоит задумка по поводу создания международного консорциума… Хотя поживем – увидим, посчитаем и прикинем риски…
Правила комментирования
comments powered by Disqus