Единственное государственное русскоязычное печатное СМИ Кыргызской Республики вот-вот прикажет долго жить. Рискует не дотянуть даже до своего столетнего юбилея, который ожидается в 2025 году.
Сначала это издание называлось «Батрацкая правда». Потом – «Крестьянский путь». В 1927 году сменило имя на «Советскую Киргизию». В 1991-м, не меняя логотипа «СК», стало называться «Слово Кыргызстана».
В советское время газета, разумеется, была органом ЦК Компартии Киргизии и в лучшие годы выходила ежедневно тиражом более 130 тысяч экземпляров… А дальше – Союз распался, печатные средства массовой информации стали потихоньку отмирать, уступая место электронным, тиражи стали стремительно падать… И если кыргызоязычные госгазеты сейчас получают от государства хоть какую-то поддержку, русскоязычным (а это нынче только «Слово Кыргызстана») предоставлено почётное право выживать как получится.
О чём пишет газета? Понемногу обо всём. Само собой, проводит линию правительства, иногда публикуя критические материалы и не забывая напоминать о роли России и русского языка. Как она сводит концы с концами? Да никак не сводит. Мизерный тираж, огромные долги перед типографией и Соцфондом, вечная проблема с выдачей зарплат, давным-давно требующий хотя бы косметического ремонта офис.
Обрушение тиражей можно объяснить по-разному. Кто-то уверен, что это – из-за неинтересных, непрофессиональных, нечитабельных статей. Кто-то видит объективные причины в оттоке русскоязычного населения и общей потере читательского интереса к печатным СМИ. Но, поскольку «Слово» - газета не частная, а государственная, государству вроде бы должна быть невыгодна его бесславная кончина. Между тем, на днях коллектив издания обратился к общественности с кричащим заявлением: «Власти душат единственную государственную русскоязычную печатную газету». Эпитет «душат» подразумевает прежде всего и в основном – «отказывают в финансировании».
Без внешнего финансирования газете действительно не выкарабкаться.
«Рассмотрев Ваше обращение с просьбой о выделении средств для покрытия затрат на типографские услуги, газетную бумагу и др., сообщаем следующее. С пониманием относимся к Вашей просьбе и ценности издания для распространения информации о деятельности государства. Однако, ввиду того что газета находится на хозрасчёте, что предполагает самостоятельное финансовое обеспечение, выделение средств в настоящее время не представляется возможным. Рекомендуем Вам рассмотреть возможность привлечения инвестиций, грантов или других источников финансирования для обеспечения устойчивого финансирования издания».
Такой ответ редакция получила из администрации президента. Вроде бы и не поспоришь. Хозрасчёт не предполагает протягивания рук к государственному кошельку.
«Да, газета с 1991 года находится на хозрасчёте, - ответила главред «Слова» Тамара Слащёва, - но не по своему хотению. Союз распался. Кыргызстан обрёл суверенитет. Доставшиеся новому правительству от отлучённой от власти компартии рупоры-СМИ зависли в воздухе. По чьему-то велению или хотению отдельных персонажей, среди которых числилась и кучка ушлых наших коллег по цеху, правительственные печатные СМИ отправили на вольные хлеба».
В 2010 году газета пережила попытку рейдерского захвата и закрытия, от которого её спасла апрельская революция. С тех пор случилось ещё много чего…
Так или иначе, на «вольных хлебах» существовать не получается.
Год 2020-й, декабрь. По решению и.о. премьер-министра Артёма Новикова меняется руководство издания. Главного редактора Тамару Слащёву отправляют в отставку, на её место приходит Курманбек Мамбетов. Коллектив издания начинает лихорадить. Одна часть поддерживает нового начальника, обвиняя прежнее руководство в приведении газеты к банкротству и каких-то махинациях, другая борется за восстановление в должности Слащёвой, грозит забастовкой и прочими протестными акциями. На какое-то время редакция вообще «обезглавлена», есть только и.о.
Год 2021-й, февраль. Громкий скандал и уголовное дело. В офисе «Слова» - жёсткая драка между женщинами. Подрались и.о. главного редактора и коммерческий директор. Разгром офиса, телесные повреждения, кровь по всему коридору, больница, милиция, суд. Тамару Слащёву восстанавливают в должности.
Тот же год, лето. Снова скандал. Создана депутатская рабочая группа с целью выяснить, что вообще происходит в правительственной русскоязычной газете и возможно ли её реанимировать. Несколько депутатов пришли в офис издания, чтобы для начала посмотреть документы. Никто им ничего не показал, дальше порога не пустили, оскорбили и вроде бы тоже чуть не побили…
Потом были ещё какие-то скандальные мелочи, свидетельствующие, главным образом, вот о чём: хроническое безденежье и постоянная угроза закрытия и увольнения до добра не доводят. Когда приходится работать под эдаким дамокловым мечом – поневоле озвереешь и начнёшь кусаться.
Финансовые дела «Слова» с тех пор не поправились. Наоборот. Плачевное положение вынудило сотрудников обратиться в администрацию президента с просьбой оказать хотя бы разовую, единовременную помощь, чтобы рассчитаться с долгами: «Без ремонта, так и быть обойдёмся, согласны зиму пересидеть без отопления, на крошечные зарплаты как-нибудь наскребём, но типография ждать устала». И получили вышеприведённый ответ.
Почему так? Коллектив газеты уверен, что причина всех бед – «русскоязычность и желание отстаивать русскую культуру». А также – ужесточение в России миграционной политики. Власти КР якобы обиделись и в отместку решили поквитаться с газетой, выходящей на русском языке. В качестве одного из доказательств своей версии журналисты приводят материал о сносе музея боевой славы имени Панфилова – статью их, говорят, заставили удалить. В печатной версии она вышла, а на сайте – нет, по настоятельной рекомендации сверху.
Возможно всё, однако вряд ли. О сносе музея писали многие издания, в том числе и кыргызоязычные. Конкретно – о том, какую историческую ценность представляло здание музея, но и о том, что, по заключению специалистов, оно находится в таком аварийном состоянии, что о восстановлении и реставрации, увы, не может быть и речи.
Скорее всего, в администрации президента действительно считают, что газета, даже если она правительственная, вполне может функционировать за счёт самоокупаемости. Более того, в понимании многих чиновников издание СМИ – это весьма доходный бизнес. И – в понимании опять же многих – никто и ничто не мешает руководству газеты привлекать инвестиции и гранты.
Доходит до смешного: правительственному печатному изданию Кыргызстана компьютерной техникой помогают посольства Китая и Индии. За что им, конечно, большое спасибо. Что же касается инвестиций и грантов из-за рубежа… Государственная газета-иноагент – звучит по меньшей мере абсурдно.
Есть ли какие-то другие варианты спасения почти утонувшего правительственного СМИ? Если оно правительству не нужно, то вариантов нет. Но ведь в письме из администрации президента сказано: «Понимаем ценность издания для распространения информации о деятельности государства»… Или там что-то другое имели в виду?
Правила комментирования
comments powered by Disqus