Киргизия и Таджикистан в последнее время взяли курс на нормализацию отношений – страны постепенно налаживают сотрудничество и в целом пытаются взаимодействовать по-соседски. Омрачает диалог отсутствие четкой границы между странами и регулярные стычки местных жителей на приграничных территориях.
Протяженность таджикско-киргизской границы составляет почти тысячу километров, и после распада СССР на ней образовались десятки спорных участков, где периодически происходят вооруженные столкновения - по разным оценкам, их насчитывается уже более 230. Один из последних и самых кровопролитных инцидентов со стрельбой случился в сентябре 2022 года – по официальным данным, тогда с киргизской стороны погибли 63 человек и около 140 тысяч человек было эвакуировано. В Таджикистане сообщали, что жертвами стали 83 граждан страны. И хотя стороны почти сразу после конфликта подписали мирное соглашение, окончательно ситуация так и не была урегулирована.
К настоящему моменту спорными остаются несколько участков, в том числе от киргизских сел Кайрагач, Кулунду, Максат, Арка, Арка-1, Арка-2, Жаны-Жер и до села Жийделик.
Суть проблемы
Незавершенность демаркации границ еще с советских времен является основным препятствием к достижению согласия между Таджикистаном и Киргизией.
«В СССР границы между республиками носили, скорее, символический характер. При советской власти киргизские и таджикские общины имели общий доступ к использованию природных ресурсов в рамках системы землевладения, основанной на правах, утвержденных советскими государственными органами. В случае возникновения конфликтов советская власть централизованно разрешала споры, которые возникали между входящими в ее состав республиками», - пояснила научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Лариса Шашок.
Сегодня же, по ее словам, споры о демаркации границы являются основной проблемой взаимоотношений между Киргизией и Таджикистаном - государства разделяют 971 километр приграничной территории, из которых 471 километр оспаривается. Отсюда вытекают многочисленные конфликты из-за доступа к природным ресурсам, таким как вода для орошения и пастбища для выпаса животных, отметила эксперт.
Граница высокого напряжения
Конфликты в приграничных районах Киргизии и Таджикистана приводят к обострению ситуации и нестабильности в регионе. «Регулярные инциденты на границах, сопровождающиеся столкновениями, свидетельствуют о высокой напряженности», - добавил к.и.н., старший научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. П.Лумумбы, руководитель Сектора Центральной Азии Центра исследований постсоветских стран Комрон Рахимов.
По его словам, отсутствие четкого соглашения о границах затрудняет нормализацию отношений Душанбе и Бишкека, так как каждая сторона стремится защитить свои интересы и население, живущее в пограничных зонах. Экономические проблемы и недостаток доверия между странами также не способствуют мирному разрешению.
«Общими предпосылками для продолжения локальных конфликтов являются проблемы управления ресурсами, неопределенность государственных границ, контрабанда и незаконный оборот наркотиков. Несмотря на то, что формально Таджикистан и Киргизия как никогда близки к его разрешению, устранение факторов риска является необходимой мерой для достижения ими прочного и долгосрочного соглашения», - добавила Шашок.
Помирить республики сможет Москва?
Подвижки в решении вопроса все же есть, считает Комрон Рахимов, напоминая, что в последние годы Душанбе и Бишкек активно работают, в том числе на самом высоком уровне, над урегулированием приграничной ситуации.
«В 2022-2023 гг. стороны провели несколько раундов переговоров, согласовав 90% государственные границы и установив временные меры по снижению напряженности. Продолжаются работы по разметке и обозначению границы с фокусом на укрепление сотрудничества на уровне местных властей», - отметил эксперт.
Он подчеркнул, что многое зависит от политической воли руководств обоих государств и готовности к компромиссам.
«Душанбе и Бишкек планируют к концу 2024 г. и начале 2025 г. завершить переговоры по делимитации границы. Дальнейшие усилия могут включать совместные проекты по экономическому развитию приграничных районов, что потенциально снизит напряженность и укрепит доверие между двумя странами», - добавил Рахимов.
Он также не исключил, что помочь сторонам договориться может Москва.
«Россия, как ключевой игрок в Центральной Азии (будучи союзником обеих стран в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС и ЕАЭС), имеет возможность выступить в роли посредника. С учетом своих интересов в регионе, она может инициировать переговоры и предложить свои механизмы разрешения конфликтов. Однако поскольку Москва сама вовлечена в различные геополитические игры, ее способности к эффективному посредничеству могут быть ограничены, так как каждая страна стремится сохранить свою независимость и внутреннюю стабильность. Необходимы не только дипломатические усилия, но и конструктивное взаимодействие на местном уровне для долгосрочного разрешения вопросов границ», - резюмировал эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus