Проблематика, дискуссии и рекомендации VI Евразийского делового форума (ЕДФ) «Интеграция», состоявшегося на днях в московском «Президент-отеле», были полностью созвучны тематике Евразийского экономического форума-24 и межправсовета ЕАЭС, состоявшихся в Ереване в начале октября. Иначе и быть не могло, поскольку формирование новых и совершенствование действующих интеграционных механизмов обозначены на ЕДФ приоритетными направлениями экономической, в том числе внешнеторговой политики стран Евразийского союза.
Форум проводится ежегодно с 2019 года при поддержке Евразийской экономической комиссии. Также среди его организаторов - Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, Институт государственного планирования МФЮА, факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, консалтинговая корпорация «Альфа» (РФ).
Тематическая программа ЕДФ включала такие комплексные вопросы (в рамках тематических сессий), как механизмы технологического партнёрства и технологическая независимость в ЕАЭС; единый рынок ЕАЭС: стратегия или тактика в условиях современных вызовов; оценка эффективности интеграционных проектов и механизмов; реализация сквозной межотраслевой кооперации; приоритеты для инвесторов; перспективы развития торговых связей ЕАЭС в условиях переориентации торговли на Восток.
Означенные (и смежные) обсуждавшиеся вопросы предопределяют формирование максимально дееспособного интеграционного пространства ЕАЭС. Поэтому дискуссии по конкретным тематическим вопросам имели место в рамках всех упомянутых программных тем форума.
Пожалуй, центровым можно назвать выступление на форуме замминистра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача. Единая промышленная интеграционная политика ЕАЭС обозначена им в качестве стратегического фактора укрепления союзной экономики, ухода от ее сырьевой структуры. И тем самым – фактора адекватного реагирования на современные геополитические и внешнеэкономические вызовы.
В современных условиях промышленное производство, отметил Д. Вольвач, «становится ключевым драйвером роста экономики всех стран ЕАЭС. За январь-август 2024 года (это пока последние официальные статданные по Союзу. – Ред.) объём промышленного производства ЕАЭС в реальном выражении увеличился на 4,4%». Причем наибольший прирост показал как раз не сырьевой, а обрабатывающий сектор. Замминистра пояснил, что каждая из стран ЕАЭС «реализует свой промышленный потенциал с ориентацией на евразийский рынок», который, в свою очередь, предоставляет в распоряжение компаниям единые правила и свободное обращение товаров.
Подспорьем таких трендов, по словам Д. Вольвача, является уже действующий инструментарий, необходимый для развития кооперационного промышленного сотрудничества. Речь идёт о введенных в действие в текущем году «наднациональном механизме финансирования промышленных кооперационных проектов из бюджета ЕАЭС и открытии Евразийской перестраховочной компании». Эта структура, напомним, обеспечивает «нулевое» или минимальное финансовое влияние вторичных и смежных санкций на сотрудничество РФ и Белоруссии с другими странами ЕАЭС и дружественными странами вне ЕАЭС.
Замминистра, как и другие участники форума, особо подчеркнули востребованность более широкого информационного партнерства в подготовке-реализации совместных промышленных проектов. По всеобщему убеждению, предприниматели всех стран Союза должны быть полностью осведомлены о механизмах промышленной кооперации, чтобы в любой момент они могли связаться с заинтересованными предприятиями из стран ЕАЭС, заключить с ними контракт и подать заявку на финансирование.
Этому поспособствует, как отметили Д. Вольвач и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, и Карта индустриализации ЕАЭС, размещённая на официальном сайте ЕЭК. К этой карте в ближайшее время планируется добавить электронный (интерактивный) компонент, чтобы бизнес-структуры смогли ускорить подготовку совместных кооперационных проектов в промышленных отраслях. Плюс к тому к февралю 2025 года в рамках ЕЭК буду представлены предложения по использованию инструментов и механизмов финансовой межгосударственной поддержки совместных проектов в других отраслях, включая энергетику, АПК, транзитную инфраструктуру.
Отмечено также, что в ЕАЭС в настоящее время работают над формированием Стратегической программы научно-технического развития на долгосрочный период. Проект этой программы планируется представить в 1-м квартале 2025 г.
Алексей Гром, гендиректор АО «Объединенной транспортно-логистической компании ЕРА» (РФ, Белоруссия, Казахстан) акцентировал внимание на необходимости единой политики стран ЕАЭС в сфере тарифов на обоюдный и международный грузовой транзит, а также в вопросах развития транспортно-логистической сети в Союзе. Это обусловлено повышением зарубежного спроса на МТК «Север-Юг» и другие транзитные артерии РФ-ЕАЭС.
Рост конкурентоспособности таких артерий, по мнению эксперта, «зависит от внедрения высокотехнологичных логистических сервисов, требующих, в свою очередь, скоординированной политики железных дорог и регуляторов на пространстве колеи 1520 мм» (эта колея во всех странах СНГ, частично в Монголии, российско-китайском, российско-северокорейском приграничье). Вдобавок развитие транзитной инфраструктуры в ЕАЭС сопрягается с китайской программой «Экономического пояса Шелкового пути», формируя единое транспортно-экономическое пространство Большой Евразии.
Схожие оценки были высказаны в ходе форума Арзыбеком Кожошевым, министром по энергетике и инфраструктуре ЕЭК. Министр отметил, что «изначально транспорт и энергетика – факторы, обеспечивающие не только физическую инфраструктуру для развития экономики, но и способствующие независимости от внешних рисков». Поэтому «общеевразийская интеграционная связность становится стратегическим конкурентным преимуществом наших стран». Это, по словам министра, подтверждается повышением значимости артерий МТК «Север-Юг» и для Китая, ОАЭ.
Большой резонанс вызвало выступление на форуме вице-премьера Крыма Георгия Мурадова. Государства Запада, подчеркнул он, проводят политику экономического терроризма. Противодействовать преступной политике «вторичных санкций», по мнению Г. Мурадова, способны БРИКС, ШОС, ЕАЭС, «причем в тесном взаимодействии друг с другом». В прикладном же плане «создание в том числе независимых систем транспортной логистики, страхования грузоперевозок – составная часть ответа на такие вызовы».
Словом, дискуссии и рекомендации Евразийского делового форума были нацелены на то, чтобы ускорить решение интеграционных задач ЕАЭС. В ближайшее время эти рекомендации будут обобщены и направлены профильным ведомствам стран Союза и Евразийской экономической комиссии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus