Угрозы для Центральной Азии идут из Афганистана
"Афганский синдром" Центральной Азии: что региону делать с талибами?
Коллаж: Cronos.Asia
Май прошлого года подарил тихую сенсацию. Потому что только несколько СМИ обратили внимание на слова заместителя премьера Афганистана по политическим вопросам маулави Абдула Кабира. А он, между тем, заявил: "Наши отношения с Таджикистаном улучшаются, есть разница по сравнению с прошлым. Их делегация приехала к нам, а наша отправилась к ним, надеемся, поездок будет больше".
Большая перемена
Дальше — больше. На встрече с представителями частных университетов Кабула в ноябре заместитель пресс-секретаря правительства "Талибана" Хамдулла Фитрат заявил в конце ноября: "Исламский Эмират хочет хороших отношений со всеми странами, включая Таджикистан". Дальше Фитрат пояснил:
"Поскольку Таджикистан является соседней и мусульманской страной, мы хотим иметь хорошие отношения. Недавно встретились делегации с обеих сторон, и мы надеемся, что в будущем в наших отношениях будет достигнут прогресс".
По словам представителя талибов, визиты представителей обеих сторон в Кабул и Душанбе участились. Никакой конкретики Фитрат не привел, добавив только, что границы Афганистана открыты для представителей бизнеса. Месяц спустя шеф Фитрата, пресс-секретарь "Талибана" Забиулла Муджахид на пресс-конференции в Тегеране сказал:
"Исламский эмират сумел убедить многие страны в том, что Афганистан — это безопасное место, и с афганской территории им ничего не угрожает, и Таджикистан тоже должен быть в этом уверен".
Официальный Душанбе все эти заявления так и не прокомментировал. Таджикские власти после смены режима в Афганистане четыре года назад критиковали талибов. Однако в конце марта 2023 года афганское издание "Hasht-e Subh Daily" сообщило, что Таджикистан посетила делегация талибов. Она будто бы вела с таджикской стороной переговоры о передаче под юрисдикцию Исламского Эмирата Афганистан здания афганского консульства в Хороге.
Тогда же афганское Министерство промышленности и торговли сообщило, что с 2021 года экспорт афганских товаров в Таджикистан возрос с $3 млн до $39 млн. Минпромторг Афганистана также отметил, что в 2022 году среди покупателей афганских товаров Таджикистан занял третье место. Среди остальных потребителей импорта из Афганистана — Казахстан, Иран, Ирак, Турция, Узбекистан, ОАЭ, Катар, Китай и Индия.
Кроме того, на Афганистан в 2023 году приходилось 92% экспорта таджикской электроэнергии. В этой связи надо вспомнить проект CASA-1000 по торговле электроэнергией, в котором участвуют Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Все эксперты схожи во мнении: без мирных отношений РТ и ИАЭ никакой CASA-1000 реализован не будет. Впрочем, если последний конфликт между Афганистаном и Пакистаном продлится дольше, чем полгода, это станет еще одной помехой в реализации этого проекта.
Также афганские СМИ пишут о контактах Таджикистана и Афганистана по линии спецслужб. В целом же неважно, что поспособствовало улучшению отношений между государствами — здравый смысл или давление России и Китая на Душанбе, как пишут иные источники. Важнее другое: новая "горячая точка" в регионе не нужна никому: ни странам Центральной Азии, ни России, ни Китаю, ни Индии, ни самому Афганистану.
Там, на неведомых дорожках…
У Узбекистана с Афганистаном — свои сложности, хотя устанавливать контакты с талибами Ташкент пробовал еще в конце 1990 годов. Сейчас же — в октябре 2024 года — Узбекистан заключил с афганским правительством соглашения на сумму $1,15 млрд в сфере энергетики, а также добычи золота и меди. Тогда же Кабул и Ташкент согласовали геологические изыскания нефтегазового региона, расположенного на территории Афганистана и Таджикистана, а также геологоразведку месторождений золота, меди и железа. Кроме того, планируется строительство тепловой электростанции мощностью 120 МВт и геофизические исследования углеводородных ресурсов на участке Тути-Майдон.
В то же время есть проблемы с каналом "Коштепа", который будет отбирать воду из Амударьи для сельскохозяйственных нужд Афганистана. Первый этап строительства канала талибы завершили в ноябре 2023 года. Однако еще в сентябре того же года президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв высказался о канале: "Его ввод может кардинально изменить водный режим и баланс в Центральной Азии".
В июне прошлого года международный эксперт по природным ресурсам и экономике Риекс Бош рассказал узбекским СМИ:
"Талибан" планировал направить в канал 20% воды Амударьи. Если это будет сделано, Хорезму и Каракалпакстану придется сократить водопользование из Амударьи на 50%".
При этом талибы отказывались вести переговоры по каналу с соседями.
Однако вскоре "Талибан" все же решился на создание совместной делегации по строительству канала. Первые две встречи уже прошли — в Кабуле и Мазари-Шарифе. Третья встреча должна была пройти в ноябре прошлого года в Ташкенте. Однако до сих пор непонятно, состоялась она или нет. Тем не менее, на мартовских переговорах 2024 года министр иностранных дел Узбекистана Бахтиер Саидов заявил: "Узбекистан заинтересован в использовании Афганистаном потенциала Амударьи и готов оказать техническую помощь для проекта канала "Коштепа" и современных ирригационных систем...".
Что касается Казахстана и Кыргызстана, то первый вывел "Талибан" из списка террористов в июне, а второй — в сентябре прошлого года. У Туркменистана контакты с талибами были даже тогда, когда американцы с ними воевали. В феврале 2021 года Ашхабад посетила делегация талибов во главе с представителем политического офиса и переговорной команды "Талибана" Мохаммадом Сухаилем Шахином (сейчас он — временный поверенный в делах посольства Афганистана в Катаре). Шахин на встрече поблагодарил Туркменистан за многолетнее сотрудничество с афганским народом и выразил надежду, что оно будет продолжаться и впредь…
Все более очевидно, что интерес в мирном Афганистане есть у всех стран Центральной Азии, а также России, Китая и Индии. У последней — как минимум, потому, что ей надо увеличивать товарооборот со странами Центральной Азии и далее с Россией. Которому до сих пор мешала война в Афганистане, как транзитной стране. Центральная Азия тоже заинтересована в индийских товарах. Поэтому во всех государствах на пути следования индийских товаров есть понимание, что с "Талибаном" договариваться придется, даже если не хочется.
Тем более, что "Талибан" в очередной раз подтвердил историко-геополитическую максиму последних 80 лет: как государство, Афганистан не представляет никакой угрозы своим соседям. А вот территория Афганистана — дело другое: угрозы оттуда будут всегда. Как минимум, до тех пор, пока сами талибы не наведут порядок в своем эмирате.
Правила комментирования
comments powered by Disqus