Депутаты готовят свой план спасения
Что стоит за реформой Минздрава, который планирует перенести первичную медицинскую помощь в пакет ОСМС? Как это отразится на жизни казахстанцев? Об этом и других реформах в интервью газете “Время” размышлял мажилисмен Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.
- Самая обсуждаемая тема - переформатирование пакетов гарантированного государством объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) и обязательного соцмедстрахования (ОСМС). Что об этом думают в мажилисе?
- Я считаю, что разделение пакетов услуг необходимо, потому что текущая система создает путаницу. Когда врач принимает пациента, он не должен мучиться и разбираться, где гарантированный пакет, а где ОСМС. Его дело - лечить и уделять внимание пациенту. Но сейчас врач не может оторваться от экрана, отмечает, с какого пакета и по какому коду оплачивать лечение. А потом фонд соцмедстрахования зачастую отказывает в оплате или штрафует клинику, заявляя, что врач неправильно заполнил форму.
Разделение пакетов также повысит прозрачность, но Минздрав хочет оставить в гарантированном пакете помощи только скорую, экстренную помощь и социально значимые заболевания. И если поликлиники выйдут из ГОБМП и перейдут в ОСМС, миллионы граждан останутся без элементарных медуслуг, что противоречит Конституции, которая гарантирует определенный объем бесплатной помощи для всех. Мы обсуждали это с министерством и надеемся, что здравый смысл возобладает, потому что полностью перекладывать первичную медсанпомощь (ПМСП) в ОСМС нельзя. Это нанесет непоправимый вред здоровью граждан и приведет к снижению доступности первичной помощи.
- Многие эксперты отмечают, что система в нынешнем виде не может считаться полноценным страхованием. Вы согласны с этим?
- Да, ОСМС в его нынешнем виде - скорее налог, чем система страхования. Люди платят взносы в ОСМС, но не понимают, почему не получают медуслуги. Кроме того, ФСМС работает не как страховая компания, а как банальный внебюджетный фонд. Плюс его загрузили несвойственными функциями: расчеты тарифов, расследование материнской смертности, обеспечение лекарствами…
Система здравоохранения сталкивается с множеством проблем, включая недофинансирование. Когда в Казахстане внедряли ОСМС, изначально установили, что государство будет вносить 7 процентов от среднемесячной зарплаты по стране. Но в реальности этот взнос был сокращен в несколько раз. В то же время обязательства граждан и работодателей остались на прежнем уровне - 2 процента. А это триллионы тенге, которые не поступили в систему из бюджета.
Вдобавок для расчета взносов в ОСМС, которые государство оплачивает за пенсионеров, детей и 15 других категорий, правительство вместо средней зарплаты по стране стало использовать медианную. А этот показатель значительно ниже, за счет чего только в 2025 году больницы недополучат более 300 млрд тенге.
И даже те мизерные средства, которые в прошлом году были утверждены в законе о республиканском бюджете, государство выплатило не в полном объеме. Вместо запланированных более 540 млрд тенге для покрытия услуг за льготные категории граждан было выплачено лишь 50 процентов. В результате за 5,5 млн человек фактически не были внесены положенные взносы. Из-за этого фонд за три года не получил 1 трлн тенге. Кроме того, в бюджете на 2025 год финансирование услуг ПМСП предусмотрено только на 9 месяцев. Обещания найти дополнительные средства при уточнении бюджета в дальнейшем вызывают сомнения.
Система требует, чтобы граждане и работодатели исправно платили взносы, однако само государство в нарушение законодательства не только сократило свои обязательства, но и не выполняет даже эти сокращенные обязательства. Все это не абстрактные цифры, а недополученные анализы и обследования. Особенно это влияет на уязвимые категории граждан, которые нуждаются в большем объеме медуслуг.
В этих условиях медорганизации вынуждены увеличивать объем предоставляемых услуг, чтобы компенсировать недофинансирование. Из своей практики могу привести случай: знакомому с подозрением на пневмонию в поликлинике назначили вначале рентген, потом цифровой рентген, затем КТ и еще обследование и дополнительные анализы - все это, чтобы клиника получила больше денег от фонда.
Сама система заточена на коммерциализацию и чрезмерное потребление. Да, Минздрав заявляет о перепотреблении услуг, но при этом не устанавливает четких минимальных нормативов потребления. Без этих данных невозможно оценить, где существует перерасход, а где реальная необходимость в услугах. В связи с этим проблема приписок остается острой и практически неуправляемой.
Ежегодно нам обещают цифровизацию системы здравоохранения, включая интеграцию баз данных, но ее как не было, так и нет! А без этого невозможно обеспечить прозрачность расходов и отслеживание движения средств. На данный момент все участники ОСМС - государство, медучреждения, врачи и граждане - являются жертвами системы. Сейчас ей самой требуется реанимация. К сожалению, система сильно дискредитирована.
- Извините за, может быть, некорректный вопрос: а вы обращаетесь за лечением по пакету ОСМС?
- Конечно. Моя семья обслуживается в обычной городской поликлинике, где мы испытываем все “прелести” системы на себе. И члены моей семьи, и близкие сталкиваются с системой квотирования: очереди на УЗИ, КТ, МРТ или другие услуги приходится ждать неделями или месяцами. Часто проще обратиться в частную клинику, чтобы сэкономить время.
- В 2026 году Минздрав планирует повысить взносы для граждан, чьи доходы превышают 850 тысяч тенге. Почему вы категорически против повышения взносов для людей с более высокими доходами?
- Да, я против. Государство само не выполняет своих обязательств: недоплачивает за льготные категории, занижает взносы, нарушая законодательство. Пока правительство не исправит эти проблемы, требовать увеличения взносов с граждан неправильно. Государство фактически перекладывает свою ответственность на граждан и работодателей, которые уже платят налоги, пенсионные взносы, оплачивают социальное страхование и ОСМС. Это вызывает справедливое недовольство.
Если государство будет платить свои взносы в полном объеме, то мы сможем закрыть текущие проблемы здравоохранения, причем без дополнительной нагрузки на граждан. Нам не пришлось бы обсуждать непопулярные решения об увеличении взносов или сокращении пакета услуг. Но мы еще обсудим эту инициативу в парламенте.
- Минздрав также предлагает нагрузить акиматы, чтобы местные бюджеты платили по ОСМС за категории D и E: кто не имеет работы, не может платить или не попал в 15 льготных категорий населения. Это около 1,2 млн человек. Как вы оцениваете это предложение?
- На первый взгляд это выглядит как решение проблемы, но есть нюансы. Проблема в том, что многие регионы дотационные и получают деньги из республиканского бюджета. То есть в итоге деньги будут поступать не из местных источников, а снова из республиканского бюджета. Это замкнутый круг. Более того, это означает введение новой, 16-й льготной категории, за которую будет платить государство, а это создаст в обществе послабление не платить страховку, ведь тебя все равно охватят в ОСМС. Сегодня государство уже платит за 11,2 млн человек плюс новые 1,2 млн граждан. В итоге вся нагрузка ложится на тех 5 млн казахстанцев, которые реально платят взносы в ОСМС.
- Курс Минздрава ясен: сокращать гарантированный пакет, увеличивать число плательщиков и постепенно повышать взносы, чтобы увеличить финансирование. Есть ли у депутатов альтернативы этим реформам?
- У нас есть свое видение по реформированию ОСМС, выработаны детальные предложения. Мы не просто критикуем, мы в теме, и наша позиция альтернативна тому, что предлагает Минздрав. Мы представим свою позицию и объясним, почему она более разумна, 27 января на правчасе по этой теме. Это отдельная большая тема.
Глава государства поддерживает медицину, создает все условия. Важно эффективно и качественно реализовать поручения президента.
- На днях сменился очередной, седьмой по счету председатель фонда соцмедстрахования. И это за 7 лет существования фонда. Как вы считаете, это нормально для такой структуры?
- Это нонсенс! Я, как человек, который работал руководителем на разных должностях, понимаю: когда приходит новый руководитель, всегда начинаются реорганизации, кадровые перестановки, стресс, адаптация. Это неизбежно приводит к тому, что работа замедляется или даже буксует.
Кроме того, важно понять, кто должен возглавлять ФСМС. Некоторые говорят, что это обязательно должен быть врач, но я так не считаю. Нужен профессионал-управленец. ФСМС - это не поликлиника, а страховая компания, которая занимается расчетами, тарифами и распределением финансовых потоков. Фонд должен отвечать в целом за финансовую устойчивость ОСМС.
Тем не менее я хочу отметить, что последнее руководство активно пыталось внести изменения, проявлять открытость, внедрять системы учета, мониторинг и другие меры. Не хочу давать этим усилиям оценку, потому что многое зависело не от них, а от отсутствия денег в системе. Но попытки реанимации системы были, это очевидно. Что будет даль-ше - вопрос открытый. Мы остаемся оптимистами и будем надеяться на лучшее.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования