Жестокость к животным и к людям – взаимосвязанные вещи, и это важно понимать не только обществу, но и властям, которые должны принимать более действенные законы.
В конце апреля в Алматы прошла Центрально-Азиатская конференция по защите животных Omir Conf 2025. Впервые зоозащитники и единомышленники из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран собрались вместе, чтобы обменяться опытом и найти общие решения для спасения братьев наших меньших.
Конференция стала важным событием для сотрудничества в регионе и может послужить отправной точкой для совместной работы по защите животных в Центральной Азии.
Три дня насыщенных событий стали возможны благодаря инициативе казахстанских энтузиастов, поддержанных международной организацией Anima International, фондом защиты животных Kare и информационным изданием Ecostan News.
Одним из спикеров форума стал Рустам Атаджанов, ассоциированный профессор и заместитель декана Школы права KIMEP. В своем выступлении он подробно рассмотрел правовой статус животных в четырех странах Центральной Азии, отметив и достижения, и серьезные пробелы в законодательстве и практике.
Рустам хорошо знаком с реалиями региона: он родился и получил образование в Узбекистане, некоторое время жил и работал в Таджикистане, а сейчас продолжает научную и преподавательскую деятельность в Казахстане.
Он также является автором одной из глав книги Animal Law Worldwide, в которой собраны исследования по правовой защите животных в 27 странах мира, включая Центральную Азию.
Мы обсудили с ним, какие идеи и практики из опыта соседних стран могли бы быть полезны для Таджикистана.
«Самая главная проблема - социальное безразличие»
- Рустам, ваша презентация на форуме затронула важную тему - различия в законах о животных в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. В чем заключаются эти главные отличия?
- Знаете, каждый раз, когда я начинаю говорить о животных, я вспоминаю слова Альберта Швейцера: «Защита животных — это просвещение человечества». Или те, что приписывают Махатме Ганди: «О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными».
И вот то, как мы относимся к животным, это отражает нашу человечность, нашу гуманность, нашу моральную зрелость как общество.
Если говорить о различиях, то Казахстан здесь является, пожалуй, одним из лидеров в регионе, особенно после принятия закона об ответственном обращении с животными. Да, он вызвал много споров, но это был очень важный и прогрессивный шаг.
Кыргызстан уже имеет довольно развитую базу: основные законы, кодексы, касающиеся животного мира. Там сейчас даже новые законопроекты обсуждаются.
Узбекистан демонстрирует прогресс, особенно в криминализации жестокого обращения с животными. Общественность там становится более осознанной, активно использует соцсети для поднятия проблем, и я не удивлюсь, если скоро там будет разработан новый, более комплексный закон.
А вот Таджикистан, к сожалению, пока имеет минимальное количество правовых инструментов. Есть лишь положение в Административном кодексе об ответственности за жестокость, но этого, конечно, мало.
- Вы упомянули общие проблемы. Какие общие вызовы в защите животных есть во всех странах Центральной Азии, и как Таджикистан может помочь их решить вместе с другими странами?
- Общие проблемы, к сожалению, очевидны. Это, во-первых, законодательные пробелы и неполные законы. Во-вторых, нечеткие юридические определения.
Что именно считать «жестоким обращением» или «мучением животных»? Эти термины слишком размытые, что позволяет по-разному их трактовать.
В-третьих, это проблемы правоприменения и отсутствие судебной практики. И, к сожалению, законы зачастую больше фокусируются на диких животных, игнорируя домашних.
Но самая главная проблема, которая является общей для всего региона – это социальное безразличие. Когда мы говорим о проблемах животных, люди часто отвечают: «Проблемы людей не решили еще, а тут вы про животных говорите». С этим барьером зоозащитники сталкиваются постоянно.
В регионах, за пределами крупных городов, этот вопрос практически не поднимается. Однако жестокость к животным и к людям – это взаимосвязанные вещи. Если ты жесток с животными, то твоя гуманность к людям может быть лишь притворством.
Ребенку с самого начала нужно внедрять мысль, что есть права – у человека, у живых нечеловеческих существ. И их надо уважать.
Что может сделать государство и общество?
- Какие полезные идеи из законодательства своих соседей Таджикистан мог бы взять на заметку?
- Я считаю, что Таджикистану было бы очень полезно ориентироваться на такие новые нормативные акты, как, например, казахстанский закон об ответственном обращении с животными.
Несмотря на критику, принятие этого закона – действительно большой прорыв и первый важный шаг.
Он позволит постепенно отойти от восприятия животного как просто собственности, как вещи, и признать его живым существом.
Кроме того, таджикскому законодателю необходимо строго придерживаться принципа юридической четкости и определенности. Этот принцип, к сожалению, часто нарушается.
Если разрабатывать изменения в Административный и Уголовный кодексы, или принимать новый закон о животном мире, то этот принцип должен быть во главе угла.
- Почему важно, чтобы страны Центральной Азии работали вместе в вопросах защиты животных? Какую пользу это принесет Таджикистану?
- Сотрудничество абсолютно необходимо. Между Узбекистаном и Таджикистаном всегда было более тесное взаимодействие, и Таджикистану стоит присмотреться к тому, как там активно обсуждается разработка нового закона.
Казахстан – это вообще лидер во многих вопросах, и, конечно, их опыт тоже нужно изучать. Мы не должны замыкаться в себе, нужно брать позитивные примеры.
Региональное сотрудничество может привести к обмену лучшими практиками, совместным программам, обучению. Это поможет поднять уровень зоозащиты во всех странах. Ведь проблемы похожи, и решения, вероятно, тоже имеют общие корни.
- Достаточно ли просто принять хорошие законы, чтобы ситуация с животными в наших странах стала лучше?
- Нет, ни в коем случае. Принятие закона – это лишь первый шаг, причем очень важный. Но он ничего сам по себе не гарантирует. Это комплексная проблема, которую и решать нужно комплексно: через социальные кампании, изменение менталитета, который формировался веками. Это долгий процесс, который может занять десятилетия.
Помимо законов, нужны широкомасштабные кампании по информированию общественности. Также важно поощрение стерилизации – это могут быть субсидии, программы недорогой стерилизации.
Нужно поддерживать приюты и организации по спасению животных, чтобы у них были ресурсы. И, конечно, обязательное обучение по вопросам защиты животных. Надо внедрять это с самого раннего возраста, чтобы люди понимали, что есть права не только у человека, но и у живых существ.
- Как обычные люди в наших странах могут помочь улучшить отношение к животным?
- Самое главное – показывать свое отношение другим, быть примером. Чтобы дети видели, соседи. Каждый должен понимать, что у него есть социальная ответственность.
Никто не ждет от вас профессиональных знаний, но, если вы не обижаете животное, не пинаете его, подкармливаете – вы уже вносите свой вклад на положительные изменения. Это мизерный вклад, но от этого может зависеть целая жизнь животного.
И самое важное: когда вы видите, что кто-то обижает животное, не будьте равнодушны, вмешивайтесь. Жестокое отношение к животным влияет на многие сферы деятельности: на туризм, на экономику в целом, на социальную сферу.
Кто-то скажет, что у Таджикистана есть более серьезные проблемы – экономические, миграционные, водные. Но я скажу: нет, это всё взаимосвязано, надо заниматься всем. И надо доводить эту информацию до сведения тех, кто принимает решения.
Сейчас информационное пространство активно развивается, в Таджикистане тоже расширяются интернет-возможности. Значит, надо этим пользоваться.
Правила комментирования
comments powered by Disqus