«Это было что-то ужасное. Земля под ногами тряслась, как живая. Такое ощущение, что где-то под землей взорвался вулкан…»
Корреспонденты «АП» побывали в Вахдатском районе, на месте эпицентра землетрясения, произошедшего 10 ноября.
ИСКАТЬ кишлаки, где произошли разрушения, долго не пришлось. Выехав за город Вахдат, по дороге спросили у прохожих, как попасть в села, где разыгралась стихия.
«Езжайте по этой дороге к горам, там почти все кишлаки пострадали»…
Ближе к Вахдату стоит кишлак Андигон.
«Здесь у нас серьезных разрушений нет, дома в кишлаке в основном построены недавно, большинство – на бетонных основаниях, да и сила толчков была не столь высокая», - говорит местный житель Мирзобек Суннатов.
Проехав километров 7-8, въезжаем в кишлак Арбоб-дара джамоата Исмоила Каримова, находящийся в горной местности. Тут картина совсем иная. Хмурые лица жителей, стоящих у развалин своих домов, встречаются все чаще. Останавливаемся в центре кишлака, где наблюдается наибольшее количество разрушенных строений.
Пробираемся через завал разрушенного дома во двор. Нас встречают женщины, устроившие временное жилье под тутовником.
- Это было утром 10 ноября. Все было как в страшном сне, - рассказывает юная Насиба Олимова. – В этот день в кишлаке была свадьба, взрослые были там. Я сидела дома с племянниками Билолиддином и Мухаммадансором. Вдруг все стало сильно трясти. Я была в оцепенении, не понимала, что происходит. Когда с полки начала сыпаться посуда, пришла в себя и быстро выбежала с Билолиддином во двор.
Смелая девушка вернулась в разрушающийся дом и, быстро завернув в одеяло маленького Мухаммадансора, покинула опасное место.
…В одном из полуразрушенных домов мы увидели группу лиц в военной форме, устанавливающих палатку. Оказалось, это были сотрудники Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, которые оказывали помощь пострадавшим. Руководил группой заместитель председателя КЧС генерал-майор Рустам Шоев.
- По предварительным данным, вследствие землетрясения полностью разрушено 104 и частично повреждено 259 жилых домов. Есть раненые, к счастью, человеческих жертв удалось избежать. Сейчас мы продолжаем осмотр домов, выявляем степень разрушений, помогаем пострадавшим, - сообщил Шоев.
По словам жителей, человеческие жертвы все же есть – в верхнем селе погиб ребенок. Есть и раненые, несколько человек находятся в больнице.
Серьезных последствий удалось избежать благодаря тому, что трагедия произошла в выходной день, днем. Взрослые находились дома и успели вывести детей в безопасные места.
В кишлаке Найдара картина почти та же.
- Это было что-то ужасное. Земля под ногами тряслась, как живая. Такое ощущение, что где-то под землей взорвался вулкан. Крики, скрежет домов, лай собак… даже вспомнить страшно, - рассказывает жительница села Саида.
Заходим в ближайший разрушенный дом.
- Недавно вернулся из России, хотел немного отдохнуть, поправить здоровье. Теперь придется и здесь заняться строительством, дом вот-вот развалится. Впереди уже декабрь, не знаю даже, как нам удастся перезимовать, - сетует пострадавший от землетрясения трудовой мигрант Нурулло Набиев.
В следующем доме, где проживает многочисленная семья старожила кишлака, 80-летнего Назара Комилова, мужчины, несмотря на опасность, входили в полуразрушенный дом и вытаскивали оттуда одеяла, одежду, посуду, курпачи. Женщины укладывали их в установленную недавно палатку. Тут же рядом – продукты, распределенные сотрудниками КЧС – по 10 кг риса, сахара, макарон, масла, мешок муки. В ящике – печка для отопления палатки.
- Конечно, большое спасибо за то, что нам установили палатку, но как там будем жить – все вместе? - спрашивает у представителя джамоата аксакал, еле передвигая ноги с помощью костылей.
Затем, устроившись на деревянной табуретке, он задумчиво произнес:
- Такого сильного землетрясения я не помню, хотя вырос здесь. Видать, прогневали мы чем-то Всевышнего. Хорошо, что обошлось без людских жертв. А может, это было предупреждение?
Правила комментирования
comments powered by Disqus