90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Министерство культуры Казахстана против разводов: изображая борьбу…

06.11.2025 18:00

Общество

Министерство культуры Казахстана против разводов: изображая борьбу…

В стремлении представителей различных министерств и ведомств «предъявить» казахстанскому обществу позитивные изменения в курируемых ими сферах с целью доказать, что они не зря едят свой хлеб, наверное, нет ничего предосудительного. Плохо другое: зачастую то, что преподносится ими как достижение и успех, при детальном рассмотрении и анализе перестает быть таковым. Иными словами, желаемое выдается за действительное.

В течение последних двух месяцев на Spik.kz были размещены несколько статей на эту тему. Дабы не повторяться, ограничимся перечислением их заголовков и ссылками на публикации: "Заполнение Северного Арала – сказка, придуманная водным министерством" , "Можно ли верить Минсельхозу? О продовольственной зависимости Казахстана", "Пока министр занимается самообманом, «королева спорта» в Казахстане умирает"…

Прочие центральные госорганы тоже нередко действуют по принципу «сам себя не похвалишь – никто не похвалит», при этом не гнушаясь выборочным использованием статистических данных, то есть выпячивая одни (выгодные для них) и замалчивая другие (невыгодные). Вот один из последних примеров.


22 октября на официальном сайте Министерства культуры и информации появилось сообщение под заголовком «В Казахстане снижается численность разводов», которое затем растиражировали практически все более или менее известные отечественные СМИ. Тут надо сказать, что Минкульт курирует в том числе вопросы, касающиеся главной «ячейки общества», – в этом многопрофильном ведомстве есть Комитет по делам молодежи и семьи.

Цитата из публикации (орфография и пунктуация сохранены): «Согласно данным Бюро национальной статистики за последние пять лет в стране наблюдается снижение количества разводов на 16%. И если в 2020 году данный показатель составлял 48,2 тысяч, то в 2024 году он снизился до 40,5 тысяч». Что позволило добиться такой положительной динамики? Ответ содержится в тексте сообщения – это реализация мер, ориентированных на «укрепление нравственных и семейных ценностей в современном казахстанском обществе», которое является «одним из приоритетных направлений деятельности Министерства культуры и информации».

В числе этих мер названы разработка и принятие в 2023-м Социального кодекса с целью защиты семей, относящихся к уязвимым категориям, Закона по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей (криминализация бытового насилия), Плана мероприятий по сохранению и укреплению института семьи и брака, который “направлен на предупреждение разводов и повышение уровня осознанной подготовки к семейной жизни”. Плюс трансформация деятельности Центров поддержки семьи (ЦПС), создание Академии родителей, ежегодное проведение национального конкурса «Мерейлі отбасы», учреждение таких праздников, как День матерей и День отцов, и т.д. и т.п.

На первый взгляд, придраться вроде бы не к чему: ведомство, как следует из распространенной им информации, системно и активно работает над укреплением института семьи, и его усилия приносят результаты, что подтверждается цифрами официальной статистики. Но, как любят сейчас говорить, есть нюансы.

Данные о динамике изменения количества разводов по годам (последний указанный в нем – 2024-й), на которые ссылаются министерские чиновники, появились на сайте Бюро национальной статистики 6 октября. А на следующий день БНС обнародовало сведения, которые касаются уже восьми месяцев нынешнего 2025-го года и свидетельствуют о совершенно противоположной тенденции. Однако хотя до размещения упомянутой оптимистичной информации на сайте Минкульта оставалось еще больше двух недель, его авторы то ли не увидели, то ли сознательно проигнорировали эти данные, кардинально меняющие нарисованную ими картину.

Дело в том, что за восемь месяцев текущего года в Казахстане официально зарегистрировано 29.117 случаев расторжения брака – почти на 3,4 тысячи, или на 13 процентов, больше, чем за аналогичный период прошлого. При сохранении такой динамики мы выйдем к концу 2025-го на цифру примерно в 44 тысячи. Причем надо отметить, что и в 2024-м разводов было больше, хотя и ненамного, чем в 2023-м. Иными словами, в последние два года мы имеем дело не с ниспадающим трендом, как утверждают в министерстве, а, напротив, с восходящим, то есть негативным.


Обращает на себя внимание и существенное сокращение количества заключенных браков: за восемь месяцев текущего года в Казахстане появились 76.743 новые семейные пары, официально оформившие свои отношения, тогда как за такой же период прошлого – 84.163. Снижение почти на десять процентов. В годовом исчислении мы идем на цифру в 115 тысяч, и это будет антирекорд за последние два десятилетия. А число разводов в расчете на 100 браков при таком раскладе достигнет 37,9. Для сравнения: в прошлом году оно составило 32,8, в позапрошлом – 33,3. Ухудшился этот показатель даже относительно 2020-го (37,3), с которого ведут свой насквозь позитивный отсчет авторы сообщения на сайте Минкульта.

Уменьшение количества новых семейных пар в немалой степени объясняется переменчивостью демографических волн. Сегодня в оптимальном брачном возрасте находится поколение казахстанцев, появившихся на свет на рубеже 20-го и 21-го веков, – в то тяжелое время (серьезный социально-экономический кризис, неуверенность в завтрашнем дне) рождаемость была существенно ниже, чем в поздний советский период, уроженцы которого женились и выходили замуж в 2010-2015 годах: именно десять-пятнадцать лет назад в Казахстане праздновали особенно много свадеб – от 146 до 168 тысяч ежегодно.

Но чем объяснить увеличение числа разводов? Сама министр культуры и информации Аида Балаева пару лет назад, в октябре 2023-го, отвечая на вопрос о главных причинах распада семей в Казахстане, заявила следующее: «На первом месте – алкоголизм и наркомания, второе – когда один из супругов страдает лудоманией, третье – это бытовое насилие, четвертое – супружеская измена, и пятое – несовместимость характеров. Все это пороки современности, …поэтому здесь можно констатировать, что причины психологического характера».

В обнародованных за полгода до этого результатах социологического опроса, который провел Казахстанский институт общественного развития (КИОР), в числе основных были названы те же побудительные мотивы. Правда, инициаторы исследования сформулировали вопрос несколько иначе: «Какими причинами вы бы оправдали развод?». В «топ-10» попали следующие ответы: «алкоголизм, наркозависимость одного из супругов» (назвали 61,7% респондентов), «насилие в семье» (51,1%), «увлечение азартными играми» (47,0%), «измена» (38,4%), «нетрадиционная сексуальная ориентация кого-то из супругов» (22,0%), «отсутствие любви, непонимание» (16,0%), «отсутствие работы у кого-то из супругов» (16,05), «увлечение религией, в том числе нетрадиционной» (12,2%), «отсутствие детей» (9,3%).

А теперь подумайте: способны ли те меры, которые осуществляет в силу своих полномочий Минкульт, устранить или хотя бы минимизировать названные выше причины, приводящие к разводам? Образумят ли они тех супругов, которые злоупотребляют спиртными напитками, находятся на «игле», испытывают неодолимое влечение к азартным играм? Могут ли такие меры предотвратить супружескую неверность, восстановить согласие и взаимопонимание в семье, заставить супругов «сойтись характерами» и уж тем более изменить чью-то сексуальную ориентацию или помочь завести детей?


Ответы на поставленные выше вопросы, полагаем, очевидны – они либо лежат в плоскости деятельности правоохранительных органов и медицинских учреждений, но никак не Минкульта, либо входят в сферу сугубо личных, даже интимных отношений, куда госорганам лезть не следует. Или взять ту же криминализацию бытового насилия: она направлена не столько на сохранение браков (какой смысл сохранять семьи, в которых один из супругов может в любой момент начать терроризировать свою «вторую половину» или тем более детей?), сколько на то, чтобы держать потенциальных «домашних агрессоров» под страхом сурового наказания.

Итак, во-первых, количество разводов в Казахстане не сокращается, а растет. Во-вторых, есть очень большие сомнения в том, что в рамках функционала уполномоченного госоргана, то есть Минкульта, вообще возможно хоть как-то влиять на степень устойчивости браков в стране. Соответственно осуществляемые им меры и бюджетные траты на них оказываются, по сути, бессмысленными…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

06.11.2025 18:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
279

киргизских предприятий находится в процессе банкроства

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2025

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31