В кулуарах Госкомстата уже муссируется слух о том, что фактические цифры, полученные в ходе проведенной переписи населения, якобы оказались ниже даже тех, что были озвучены в середине 2006 года...
Год назад в это самое время средства массовой информации Туркменистана чуть не каждый день информировали общественность о том, как идет подготовка к запланированной на декабрь сплошной переписи населения и жилищного фонда, как она будет проводиться и какие новейшие цифровые технологии будут использованы для получения и, главное, быстрейшей обработки точных и полных данных о нынешнем состоянии демографии в стране. Госкомитет по статистике даже развернул в Интернете специальную электронную страничку, на которой отражались все этапы и сроки проведения мероприятий, связанных с этой, безусловно, важной и нужной кампанией.
Надо сказать, что результаты переписи интересны многим, а кое-кто даже ждет их с нетерпением. Ведь на их основе руководство страны и соответствующие структуры намереваются составить более конкретизированные планы социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу; ну а народ хочет удовлетворить свое любопытство и узнать-таки, наконец, сколько же граждан проживают в современном независимом и нейтральном государстве Туркменистан. За последние 20 лет какие только цифры не были озвучены по численности населения — отсюда и стремление людей узнать реальные показатели.
Не хочется утомлять цифрами, но раз уж разговор идет о количестве, то без них, простите, никак. По итогам последней всесоюзной переписи (12-19 января 1989 года) в Туркменской ССР проживало 3 534 000 человек. Если учесть, что у центра в то время не было никакой особой надобности в преувеличении численности населения отдельной взятой среднеазиатской союзной республики, то эти цифры можно принять как объективные. В 1995 году по указанию Сапармурада Ниязова была проведена всетуркменская перепись населения, по итогам которой было объявлено о проживании в Туркменистане 4 481 000 человек. Простой арифметический подсчет, однако, показывает, что тут без приписок, пусть и в незначительных пропорциях, не обошлось. Давайте считать.
С 1982 по 1989 годы, то есть за семь лет союзного периода жизни республики, когда женщинам и родившимся у них малышам была предоставлена цельная система льгот, преимуществ и материальных стимулов, рост населения составил всего 564 тысячи человек, а за семь лет правления Ниязова (с 1989 по 1995 год), когда многие действовавшие прежде единовременные социальные выплаты матерям по уходу за новорожденными детьми были попросту аннулированы, тот же показатель увеличился чуть ли не в два раза и составил уже 947 тысяч человек.
После 1995 года перепись в стране не проводилась, но туркменский Госкомстат уже не мог остановить колесо приписок и продолжал с поразительной интенсивностью радовать «вечно великого Вождя и Сердара» новыми достижениями в сфере демографии. Уже в 1999 году СМИ со ссылкой на статорган разнесли благую весть о рождении 5 миллионного жителя страны в городе Туркменбаши (Красноводск). К середине 2003 года совместными усилиями всех заинтересованных сторон «родился-нарисовался» 6 миллионный житель, а маховик завышения данных все крутился и ускорялся. К лету 2006 года «стараниями» туркменских статистов население Туркменистана вплотную приблизилось к отметке в 7 миллионов человек. И этот рубеж, несомненно, был бы взят, но тут неожиданно Ниязов умер. Со смертью диктатора Госкомстат пришел в ужас от всего того, что он накрутил и наворотил с цифрами вообще и с численностью населения, в частности, за последние годы.
— Мы тогда впервые попали в жуткое положение, — вспоминая то время, говорит одна из ответственных работниц статистического ведомства, попросившая назвать ее по имени Амангозель по причине подписки о неразглашении служебной тайны, которую дают все, кто работает в Госкомстате. — Нам надо было или остановить запущенный механизм приписок и признаться во всех своих грехах, или же продолжать публиковать новые фальшивые цифры и проценты роста в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, в доходах на душу населения, в других измерениях уровня благосостояния народа.
По словам Амангозель, недавно руководители Госкомстата испытали новый шок, сравнимый разве что с шоком конца 2006 года, когда умер диктатор. На этот раз их, похоже, ошарашили предварительные результаты прошлогодней переписи населения. И сейчас ситуация, в какой оказалось все туркменское руководство, напоминает решение задачи со многими известными. В кулуарах Госкомстата уже муссируется слух о том, что фактические цифры, полученные в ходе проведенной переписи населения, якобы оказались ниже даже тех, что были озвучены в середине 2006 года. Официально об этом никто ничего не говорит. Все боятся раскрыть страшную тайну и все ждут, какое решение будет принято «там», на самом верху, куда уже поступили предварительные данные.
Замешательство туркменского руководства косвенно проявилось еще и в том, что тот же Госкомстат фактически сорвал выполнение одного из важных пунктов официально утвержденного плана проведения переписи. В разделе «мероприятия, сроки выполнения», например, на июль 2013 года было намечено получение предварительных итогов переписи населения и жилого фонда, а на июль-август — публикация этих предварительных итогов. Уже ноябрь перешел свой экватор, а итогов все нет. Они и не опубликованы, и даже не озвучены ни на одном из регулярных, пятничных, заседаний правительства.
Технических проблем с задержкой здесь в принципе не может быть, так как тот же Госкомстат Туркменистана перед проведением кампании заявлял о своих планах по применению географической информационной системы (ГИС), которая «позволит осуществить компьютеризованное планирование счетных участков и автоматизировать работы, заменить устаревшие методы ввода, обработки и хранения итогов».
А может, как всегда, подвели малограмотные кадры, которые не смогли в своей работе достичь уровня международного стандарта? Опять нет. Потому что изначально и на самом высоком уровне говорилось, и туркменская пресса сообщила, что «проведено поэтапное обучение сотрудников по внедрению ГИС-технологий на базе программного обеспечения «Панорама».
По словам Амангозель, почти четырехмесячное затягивание с обнародованием предварительных итогов декабрьской переписи 2012 года вызвано тем, что конечные цифры оказались не такими, которые ожидали власти. Если исходить из того, что к концу 2006 года население Туркменистана по официальным данным составило без малого 7 миллионов человек, а темпы его роста по самым скромным подсчетам тогда составляли полмиллиона человек в год, то к концу 2012 года, то есть к моменту проведения переписи населения, нас, живущих в стране, должно быть не менее 10 миллионов! По данным источников в статистическом органе Туркменистана, все чиновники, имевшие прямое отношение к подведению итогов переписи, находятся в полном смятении, ведь перепись показала, что реальная численность населения страны оказалась либо ниже, либо же только-только приблизилась к уровню тех цифр, что были обнародованы летом 2006 года.
— Получается, что с 2006 года прогресса в росте населения «как бы» нет. Никто не знает, как и что делать дальше с этими показателями. Разумеется, рано или поздно их придется обнародовать. Не в июле-августе, как планировалось раньше, так к началу 2014 года их точно надо будет огласить. Другой вопрос: как и чем аргументировать отсутствие роста населения? — разводит руками сотрудница Госкомстата.
Вариантов тут, по мнению Амангозель и ее коллег, может быть несколько. И каждый из них чреват тем, что в любом случае ударит по репутации государства и его высшего руководства, которое все эти годы независимости вместе со своим статорганом и всеми СМИ, мягко говоря, вводило в заблуждение мнимыми успехами и достижениями и собственный народ, и международное сообщество.
Вариант первый: Госкомстат, что называется, вызывает огонь критики на себя и выступает в роли козла отпущения, то есть официально признается в том, что в те годы, по прямому указанию главы государства шел на искажение статистических данных путем их завышения. Но такое «самопожертвование» статистического ведомства ради сохранения лица всей власти будет означать, что все достижения страны за годы правления Сапармурата Ниязова и за последние 6 лет президенства Курбанкули Бердымухаммедова отчасти выдуманы, а отчасти взяты с потолка. Интересно, пойдет ли на такой рискованный шаг нынешнее руководство страны? Навряд ли, потому что признание фактов приписок на государственном уровне окончательно подорвет доверие людей к власти, похоронит теплящиеся надежды у тех, кто до этого дня наивно верил в сказку «об эпохе возрождения и свершений» и пришедшей ей на смену «эпохе могущества и счастья».
Есть второй вариант действий, но он также предполагает чистосердечное признание властями собственных, ранее допущенных ошибок. Можно, например, сказать, что численность населения осталась на ранее озвученном уровне, потому что… И сослаться при этом на то, что за последние годы страну покинули сотни тысяч русских, десятки тысяч казахов, татар и башкиров, представителей других народов и народностей да и самих туркмен. Конечно, этим оттоком населения власти смогут как-то мотивировать выявленную сейчас демографическую стагнацию в Туркменистане. Но тогда придется признаться и в другом, в том, что представители нетитульной нации вынуждены были покинуть страну из-за того, что им здесь устроили моральную пытку с получением новых биометрических паспортов, а их дети подвергались скрытой и подлой дискриминации по национальному признаку, отчего те не могли получить полноценное среднее образование на родном языке, поступить в высшие учебные заведения Туркменистана, устроиться на работу в государственные структуры и сделать там карьеру.
— Когда реальные итоги переписи все же будут обнародованы, тогда придется признать не только все ошибки и перекосы, вызвавшие массовый отток из страны русских, казахов, татар и других, но и назвать иные причины, которые в совокупности также привели к сокращению численности населения Туркменистана либо же к снижению темпов его роста относительно ранее озвученных цифр, — сказала сотрудница Госкомстата, назвав в числе этих самых причин безработицу, из-за которой десятки тысяч коренных жителей Туркменистана выехали на заработки в Турцию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, в страны Европы или же на учебу в Россию, Украину, Республику Беларусь и не думают о возвращении домой, а также процветание в ниязовский период руководства страной наркомании, когда тысячи молодых ребят пристрастились к доступному зелью и умерли от передозировки.
Признание собственных ошибок требует определенного мужества и политической мудрости. Смогут ли нынешние туркменские власти при подведении итогов переписи населения признать если не свои, то хотя бы ошибки прежнего президента? Ведь всем известно, что С. Ниязов одним росчерком пера оставил тысячи пенсионеров без пенсии и тем самым сократил их век. Все знают, как резко сократилась рождаемость в традиционно многодетных туркменских семьях, когда другим росчерком пера Туркменбаши отменил выплату единовременных пособий по случаю рождения ребенка и другие социальные выплаты по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста. В информационно закрытой Туркмении об истинных причинах происходящих явлений все всё знают, но предпочитают молчать — что называется, не высовываться. Поэтому трудно рассчитывать на то, что устоявшаяся привычка властей не говорить правду и не признавать собственные упущения будет наконец-то нарушена.
А сами жители больше склоняются к тому, что нынешняя задержка с подведением предварительных итогов прошедшей переписи населения связана с лихорадочным поиском такого варианта, при котором, как говорится, и волки будут сыты, и овцы целы. Такой вариант не исключает возврат к старой привычке, к завышению данных и обману. Что ж, может народ и прав. Ведь не зря же туркмены говорят, что привычка не отстает, даже если держать ее на привязи.
Правила комментирования
comments powered by Disqus