Все-таки надо признать Дональда Трампа превосходным бизнесменом, способным делать деньги буквально из воздуха, отжимая их даже у руководства центральноазиатских стран, которое при встрече с ним вроде бы пытается привлечь как можно больше американских инвестиций, а на поверку оказывается с дырой в кармане.
Достаточно хотя бы вспомнить эпизод, когда в ноябре прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев приехал в Вашингтон в рамках саммита лидеров стран Центральной Азии и США в формате «С5+1» и при личном общении с Дональдом Трампом намеревался договориться об американских финансовых вливаниях в узбекскую экономику. Но, как говорится, что-то пошло не так, и в итоге Ташкент под каким-то магнетическим воздействием старого энэлпэшника клятвенно обязался не только закупить американской продукции на 35 млрд долларов, но и в ближайшие 10 лет вложить в американскую экономику ещё целых 100 млрд долларов.
Однако речь сейчас не об этом, а о новом креативном проекте президента США, который он провернул буквально на днях, вытащив из ряда государств по одному миллиарду долларов за вхождение в его так называемый элитарный клуб. Не далее как 22 января в швейцарском Давосе, на полях Всемирного экономического форума прошло учреждение «Совета мира» – международной структуры, созданной по инициативе Д. Трампа.
Согласно официальной информации, изначально «Совет мира» позиционировался как временный международный орган для управления сектором Газа после прекращения огня, но теперь американский лидер решил расширить его функционал. В документе «Совет мира» описывается как глобальная организация, цель которой – содействие стабильности, восстановление законного управления и обеспечение прочного мира в любых регионах, затронутых конфликтами или находящихся под угрозой. Отсюда вполне себе очевидно, что имперские амбиции проекта выходят далеко за пределы Ближнего Востока.
При этом сильнейшее недовольство у европейских политиков, по мнению Renters, вызывает тот факт, что участники «Совета мира» должны будут внести 1 млрд долларов, если они хотят, чтобы их членство длилось более трёх лет. При этом сам Д. Трамп сконцентрирует в своих руках все властные полномочия в рамках работы организации.
Financial Times сообщает, что в ФРГ опасаются, что «Совет мира» может стать «последним гвоздем в крышку гроба международного права в том виде, в каком мы его знаем», а агентство Bloomberg считает, что Трамп пытается создать замену Организации Объединённых Наций, видя себя глобальным архитектором мира и поставив перед собой задачу создать новый международный институт в пику другим интеграционным группировкам, в состав которых входит Китай и Россия. Между тем президент Франции Эммануэль Макрон и вовсе полагает, что «данная американская инициатива – это лишь для неуверенных в себе правительств, которым улыбка Трампа заменяет международное признание».
Как бы там ни было, но в результате президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев принял участие в церемонии подписания Устава «Совета мира», наряду с премьер-министрами и министрами иностранных дел ряда стран, включая Азербайджан, Армению, Аргентину, Бахрейн, Болгарию, Венгрию, Индонезию, Иорданию, Казахстан, Катар, Марокко, Монголию, Парагвай, Пакистан, Саудовскую Аравию, Турцию и другие страны.
Подписав этот документ, Ташкент стал одним из государств-учредителей «Совета мира», подтвердив тем самым готовность к активному участию в его деятельности и внесению практического вклада в реализацию мандата организации совместно с международными партнерами. И одновременно, по сути, в создание в противовес Пекину и Москве зоны американского превосходства, где Вашингтон устанавливает свои «правила игры»: бомбит суверенные государства, берет в плен глав государств, аннексирует чужие земли, отвоевывает чужие ресурсы и т. п.
Собственно, последний аспект касается в том числе и Узбекистана, во внутренние дела и на территорию которого сейчас безапелляционно врывается вездесущий «президент мира».
Как стало известно, Ташкент планирует открыть на территории Соединённых Штатов три новых консульства: об этом 17 января этого года заявил посол Узбекистана в США Фуркат Сидиков на встрече с участием дипломатов и предпринимателей. По его словам, с 2026 года для граждан США будет введён безвизовый режим, что откроет новые возможности для развития туристической отрасли. Дипломат также подчеркнул, что отношения между Узбекистаном и Соединёнными Штатами впервые вышли на самый высокий уровень, в связи с чем планируется расширение сети дипломатических представительств.
В штат новых диппредставительств должны быть включены сотрудники и специалисты по работе с ключевыми хабами отраслей США для обеспечения географического охвата, а также с учётом концентрации крупных диаспор соотечественников (города Филадельфия, Чикаго, Орландо и Сиэтл). Одной из основных задач вновь создаваемых консульств определены «разработка и успешная реализация модели эффективного взаимодействия с узбекскими диаспорами, проживающими во всех штатах США». Они также должны служить укреплению инвестиционного-торгового блока и расширению делового сотрудничества, успешной реализации задач и проектов Американо-узбекского делового и инвестиционного совета. В рамках инициатив также создаётся инвестиционный фонд, целью которого является привлечение дополнительных ресурсов в Узбекистане. В число основных партнёров входят: Американская корпорация международного финансового развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и Азиатский банк развития.
И действительно, если присмотреться к статистическим данным, то американская экономическая экспансия идет в Узбекистане полным ходом, еще крепче затягивая Ташкент в финансовую кабалу. По данным Национального статистического комитета РУз, на декабрь 2025 года в Узбекистане было зарегистрировано 336 компаний с участием американского капитала, из которых 146 работают в формате совместных компаний, а 190 полностью принадлежат иностранным инвесторам. Наибольшая концентрация бизнеса с американским участием зафиксирована в Ташкенте: здесь расположены 237 предприятий, а в Ташкентской области действует еще 31 компания. Кроме того, американские предприятия представлены и в других регионах республики: в Самаркандской области 19, в Бухарской 8, в Кашкадарьинской и Навоийской по 6, в Ферганской и Джизакской по 5, в Андижанской. Сырдарьинской областях и Республике Каракалпакстан по 4, в Наманганской и Хорезмской по 3, в Сурхандарьинской области 1.
Для сравнения: более 3,1 тыс. предприятий с российским капиталом действуют в Узбекистане. При этом российские компании по-прежнему лидируют по количеству созданных с узбекистанскими партнерами совместных предприятий – 891. У инвесторов из Китая их 693, у турецких – 476. Таким образом, Москва остаётся одним из крупнейших инвесторов в Узбекистане, поскольку вложения российских компаний в экономику страны составляют на сегодняшний день более 15 млрд долларов, а портфель совместных проектов – около 60 млрд долларов. Но, судя по всему, в Ташкенте это не всех устраивает.
При этом самое удивительное – это то, что, внедряясь по полной программе в Узбекистан, Д. Трамп не только не разрешил узбекистанцам въезд, но и, наоборот, предпочёл усилить свою дискриминационную визовую политику в отношении Ташкента. Так, с 21 января этого года американские дипломатические представительства приостанавливают обработку визовых анкет: в этот список, наряду с другими странами постсоветского пространства – Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Беларусью, Арменией, Азербайджаном, Грузией и Молдовой, – включён и Узбекистан. Речь идёт о заявках на рабочую и семейную иммиграцию, визах для лиц с выдающимися способностями, а также о программе лотереи Green Card.
Наверное, узбекскому руководству все-таки стоит еще раз задуматься на предмет дальнейшего подчиненного взаимодействия с Вашингтоном... Прав Э. Макрон: оно «лишь для неуверенных в себе правительств, которым улыбка Трампа заменяет международное признание»...
Одновременно с этим США агрессивно вторгаются в страну, вмешиваясь в ее внутренние дела и внешнюю политику и подспудно стравливая Ташкент с Москвой, категорически не приемля его многовекторной политики. А уж про планы Вашингтона по захвату узбекских месторождений редкоземельных металлов, которых примерно 28 видов (литий, графит, германий, вольфрам, ванадий, тантал, ниобий и т. д.), и говорить не приходится – здесь и так все очевидно...








Правила комментирования
comments powered by Disqus