Хотя объявленные Организацией Объединённых Наций данные о производстве опиумного мака в Афганистане оказались рекордно высокими, рост этот не стал сюрпризом. Несмотря на длительные и исключительно затратные международные военную и гуманитарную операции в Афганистане, международное сообщество и США так и не смогли решить проблему выращивания мака в стране. Главная причина этого провала состоит в том, что решением этой проблемы все последние годы серьёзно не занимались.
Данное утверждение кажется парадоксальным лишь на первый взгляд. Конечно, каждый год американские военные, афганское правительство и международные структуры рапортовали об успехах в борьбе с выращиванием мака, демонстрируя всю необходимую статистику – уничтоженные посевы, захваченные наркотики, потраченные средства международных организаций. Однако решение этой проблемы могло быть только радикальным – либо массовое систематическое и безжалостное уничтожение всех посевов и тех, кто занят выращиванием мака и торговлей наркотиками, либо обеспечение другого прибыльного занятия для афганских крестьян, занятых выращиванием мака, при необходимых жёстких мерах борьбы с наркоторговлей.
Ясно, что оба варианта действий являются исключительно хлопотными и затратными. Если был бы избран первый вариант, то афганская война имела бы совсем другой масштаб с куда более значительными жертвами и совершенно не гарантированной победой для иностранных сил. В конце концов, для такой победы потребовалось бы нарушение всех гуманитарных стандартов войны, действительно массовое истребление афганцев, которые бы сражались ещё более ожесточённо. Такой вариант в современных условиях представить очень тяжело.
Не менее сложно, представить и второй вариант, в рамках которого международное сообщество должно было бы добиться полного изменения афганского хозяйства и афганцев, создания успешного сельского хозяйства и промышленности практически с нуля. Ясно, что для таких действий никогда не было достаточных ресурсов, времени и политической воли.
Поэтому все последние годы, пока в Афганистане находятся иностранные военные, с маковыми посевами и наркоторговлей боролись больше для «галочки», зачастую подходя к афганским реалиям с умозрительными стандартами, разработанными в далёких кабинетах для решения совсем других задач. Многие международные и американские гуманитарные организации боролись с наркотиками в Афганистане не для того, чтобы победить (невозможность такой победы с имеющимися ресурсами и подходом была очевидна), а для того, чтобы изобразить деятельность.
Известны случаи, когда советы и идеи людей, близко знакомых с афганскими реалиями, отвергались из-за того, что они не соответствовали умозрительным концепциям Вашингтона, Брюсселя и других западных столиц. Зачастую кабинетным «борцам» было куда важнее продемонстрировать транспарентность расходования средств налогоплательщиков и соблюдение в процессе этого расходования западных стандартов (не имеющих с ситуацией в Афганистане ничего общего), чем добиться реальных результатов в борьбе с наркотиками.
Неудача международного сообщества в борьбе с афганской наркоугрозой является одним из самых наглядных примеров общего провала международных усилий в Афганистане – вместо решения этой проблемы, имеющей самые серьёзные последствия для обеспечения безопасности далеко за пределами Афганистана, американцы в Афганистане занимались вопросами, не имеющими решения в принципе. Например, строительством демократии западного образца, несмотря на то, что в Афганистане отсутствуют исторические предпосылки и необходимые условия для появления демократии. Без демократии в стране и сами афганцы, и международное сообщество могут прожить, а вот развитие афганского наркобизнеса – это серьёзнейший вызов международной безопасности и национальной безопасности отдельных государств, в особенности афганских соседей. Ещё больше ситуацию осложняет тот факт, что талибы выступают только против употребления наркотиков афганцами и другими мусульманами, однако сами вовлечены в наркобизнес, позволяющий им финансировать их террористическую деятельность, считая этот бизнес «бомбой для неверных».
В итоге чем ближе вывод основного контингента иностранных сил из Афганистана, тем меньше в Афганистане борются с наркотиками. Для крестьян выращивание наркотиков зачастую является единственным способом прокормить себя и семью, для многих полевых командиров и афганских политиков наркобизнес давно стал источником поддержания их власти, борьба за которую развернётся после вывода американских войск с новой силой. Можно предполагать, что после ухода иностранных военных развитие афганского наркобизнеса будет почти неограниченным. Нынешнее правительство страны уже неоднократно демонстрировало, что даже при американском и международном контроле оно зачастую лишь изображает борьбу с наркотиками. При этом зарубежные контролёры всё-таки предъявляют Кабулу некоторые требования по борьбе с наркобизнесом, да и сами по возможности борются с наиболее одиозными проявлениями этого бизнеса, правда, стараясь при этом не совсем испортить отношения с местным населением.
Поток наркотиков из страны будет расти, что неизбежно вынудит международное сообщество активизировать борьбу с афганским наркобизнесом. Как это можно будет сделать наиболее эффективно пока вопрос открытый. Ясно, что слишком много времени за последние годы было упущено.
Правила комментирования
comments powered by Disqus