90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Духовные люди между собой не враждуют. Философ Демир Кадыров о пути, пройденном кыргызами от тенгрианства к мусульманству

Духовные люди между собой не враждуют. Философ Демир Кадыров о пути, пройденном кыргызами от тенгрианства к мусульманству

В завершающей беседе с корреспондентом ИА «24.kg» философ Демир Кадыров размышляет о пути, пройденном кыргызами от тенгрианства к мусульманству, о том, почему в древности запрещалось умываться в реке, как появились понятия халал и харам, и почему истинная духовность никогда не приводит к вражде.

- В недалеком прошлом кыргызы исповедовали тенгрианство. Во второй половине XIX века обратились к мусульманству. Это прогресс или отказ от своих богов?

- Человечество начало путь с единобожия, с образа бесконечного, самовоплощающегося Бога-Абсолюта. Это и была исконная духовно-философская платформа тенгрианства. После ее разрушения мир окунулся в идолопоклонство и многобожие.

Все мировые пророки были единобожниками, ибо пророков-многобожников не бывает, иначе бы они были лжепророками. Поэтому трудно сказать, переход в мусульманство - это движение вперед или откат к началу.

Но вот чего точно не хватает современному исламу, так это образа бесконечного Бога-Абсолюта. Хотя в Коране говорится, что Аллах «всеобъемлющий». То есть он объемлет каждую звезду, планету, атом, частицу... Если исходить из этого, то образ «всеобъемлющего» Аллаха - это образ некоей всенаполняющей бесконечной одухотворенной среды, но никак не «старика небесного». Однако многим радикальным проповедникам ислама это просто невыгодно.

Вера террористов, боевиков, шахидов замешана только на страхе и фанатичной преданности восседающему на небесном троне идолу. Радикализм пожирает ислам.

- Тем не менее ислам, как и многие современные религии, наследует положения тенгрианства...  

- Да, основополагающие элементы этой древней универсальной веры можно найти во всех последующих исторических верованиях. К сожалению, сегодня многие смыслы и сегменты этой веры оказались потерянными.

Забыт исконный смысл ежедневной суточной молитвы, а ведь она на самом деле посвящена отпеванию душ всех умерших людей. Полностью вышибленным из современной теологии оказалось учение об ангелах и их иерархии. Фактически ни ислам, ни христианство об ангелах и не вспоминают, не говоря об остальных мировых религиях. А ведь согласно писаниям именно ангелы помогали пророкам.

- От утери единобожия пострадала и наша планета. Получается, что она, будучи ранее в сознании людей частичкой Бога, перестала считаться священной?

- Да, и это нанесло непоправимый урон экологическому мышлению цивилизации. Сегодня в духовном обиходе человечества остались лишь отдельные святые места на планете - так называемые «места силы», и рукотворные храмы и святилища. С утерей принципа самовоплощения Творца человек был занесен на вершину биологической жизни. Религии стали человекоцентричными. Животные и растения оказались бездушными, что также нанесло тяжелый удар по идеологии гармоничного сожительства человека и остальной природы.

- Поможет ли возвращение к истокам - тенирчилику - преодолеть распри, войны, конфликты и объединиться на иной платформе - духовной?

- Тенирчилик несет в себе очень большой импульс и функцию духовного единения разных культур, поскольку является первичной основой всех конфессий. Он разрушает принцип исключительности народов, их языков, национальной одежды и святых мест. Это учение о равенстве всего со всем - человека и животного, насекомого и цветка, реки и звезды.

Сегодня, когда мир переполнен религиозным антагонизмом, взаимонеприятием, ненавистью и фанатизмом, это важно помнить. Однако реальное воплощение замысла может принимать самые уродливые формы. И вот пример.

В Сибири местные шаманы начали воссоздавать не исконную древнюю веру, а примитивное многобожие. Наряду с Тенгри они создали еще 8 богов. Получилось, что они свою ложную гармонию с природой строят не на любви к природе, а на страхе перед идолами природы. Очень грустно осознавать, что человечество постоянно наступает на одни и те же грабли.

В результате многобожия народы стали натравливать одного выдуманного ими природного бога на другого. Например, бога света (Солнца) на бога ночи (Луны), бога ветра на бога моря, бога воды на бога огня и так далее. Затем человек натравливал богов на ангелов, появляются мифы о падших ангелах. После чего богов натравливали на человека, и народы - на народы. Так стали произрастать зерна религиозных побоищ.

Настоящая же гармония с окружающим пространством и природой строится, когда человек начинает воспринимать всю материю неотъемлемой частью Бога, будь то звезда, Земля, человек, дерево, река, камень, насекомое... Вот тогда и наступает истинная синхронизация души человека с космосом, с природой.

- В КР появилась целая сеть магазинов, заявляющих, что торгуют так называемой продукцией халал. Халал и харам - как они присутствуют в нашей жизни? Кто определяет принадлежность к той или иной категории?

- Понятия «арам» и «адал» («алал») очень древние. Они существовали за многие тысячелетия до ислама. Тогда люди представляли Землю одной из бесчисленных частичек Бога. Поэтому вся планета и все живые организмы считались священными - «арам».

Этим словом наши еще недавние кыргызские прадеды обращались с любовью и лаской к своим собственным детям. Это слово означало удовольствие, душевную усладу. А «удовольствие», «блаженство», «услада» всегда перекрещивались с понятиями «рай», «святой», «Бог». Поэтому и понятие «арам» имело в древности самый положительный смысл.

Загрязнять своими нечистыми телами реки и озера строго запрещалось. Умываться можно было, только набрав в чистую посуду воду из проточной реки, и поодаль от водоема, чтобы ни одна капля использованной воды не попала обратно в реку. Считалось крайне дурным знаком, сулящим бедствие и невезение, не убрать за собой прежнее место стоянки при отгонном скотоводстве, убить какое-либо животное без надобности или ради забавы. По количеству священных животных кыргызский фольклор является чуть ли не лидером среди планетарных культур. Среди них можно встретить орла, беркута, сокола, лебедя, собаку, волка, лису, лошадь, медведя, горного козла, быка, оленя, тигра. Эти образы нашли отражение в произведениях Чингиза Айтматова.

Чтобы что-то употребить в пищу или использовать в быту, необходимо было соблюсти «адал» - некий древний свод правил и ритуалов, снимающих неприкасаемость. Например, молитва, содержащая в себе слова благодарности и прощения за убийство животного, обязательное пролитие его крови на землю.

- Получается, понятия «арам» и «адал» у древних кыргызов являлись обязательными пошаговыми действами для того, чтобы человек мог питаться и жить?

- Да, никогда эти два понятия у кыргызов не являлись чем-то противоположным друг другу. Но с возникновением многобожия Земля постепенно перестала считаться целиком священной. На ней остались только локальные географические священные места и объекты. Не зря харамом называют и саму Каабу. Арабское слово «харам» соответствует русскому «храм», но не в смысле «запретная мечеть», как любят оговариваться современные алимы, а в смысле священная, дословно - неприкасаемая.

Также к хараму ранее относились все животные и растения в окрестностях этих святых мест. На них распространялась часть святости места, поэтому этих животных нельзя было убивать или есть, растения нельзя было вырубать.

В принципе под вывеской «халал» и подразумевается мясо животного, убитого по правилам. Однако, когда слова «харам» и «халял» употребляют как антонимы, это уже искажение первичного смысла. Особенно, когда к хараму причисляют водку, сигареты, аморальные действия и т.д. Не надо эти понятия так примитивно и не к месту использовать.

- Многие говорят о том, что Бог един, просто люди называют его по-разному. Почему же, понимая это, люди все-таки враждуют? Ведь не секрет, что самые тяжело разрешаемые - это межнациональные и межконфессиональные конфликты.

- Духовные люди между собой не враждуют. Враждуют религиозные фанатики. Духовность безгранична, как безграничен Бог, физическая и духовная сущность мироздания.

В этом смысле в Кыргызстане, да и вообще в современном мире, никакой высокой духовностью и не пахнет. Поэтому хоть большинство человечества и понимает, что Бог один, спокойствия на планете ждать не приходится. Ибо большинство из нас в глубине души уповает не на Бога, а ищет спасения в своей религии.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Жыргалбек Алимбаевич Саматов

Саматов Жыргалбек Алимбаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
2 029 945

граждан Узбекистана находятся на территории России

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30