Этот вопрос был исследован выдающимся фольклористом и исследователем санжыра Сапарбеком Закировым. В своей книге Кыргыз Санжырасы он приводит генеалогические предания древних кыргызов, в частности предков Манаса, передававшиеся из уст в уста, которые когда-то рассказывались устами величайшего сказителя Манаса Балык Кумар уулу:
Балык Кумар уулу (1809-1886 гг.). Отличительной чертой манасчи Балыка было то, что он рассказывал Манас, чередуя генеалогическими преданиями и историческими сведениями о предках Манаса. Сам он был из племени Сарбагыш, в раннем детстве он остался без отца, и вынужден был из Кетмень-Тюбе перекочевать с матерью к дяде по матери (таяке) в Талас в урочище Кең-Кол Ажибеку Шангытай уулу из племени Алакчын, который приходиться моим прадедом в седьмом колене. Там, в Кең-Коле, он начал свой творческий путь сказания Манаса и санжыра. Позже его дядя Ажибек, посадив Балыка на верблюда, отправляет в ставку своего родича - наместника Таласа Ажибек датка Альчикен уулу. Балык вспоминал, что из Коканда пришли казы, то есть религиозные деятели, и, услышав как Балык рассказывает санжыру кыргызов до исламского периода, они предупредили его, что если будешь рассказывать про предков, которые не были мусульманами, то попадешь в ад. После этого случая он перестал расказывать древнюю санжыру доисламского периода.
“Чын-чынына келгенде манасчылардын баары эле санжырачылар болушат. Алар, “Манаска” жомок катары эмес, кыргыз элинин тарыхы катары мамиле жасашат. Ошондуктан Манастын ата тегин өзүнчө баяндашат. Ошол учурдагы тарыхый кырдаалды толук айтышат. Балык кумар уулунун айтуусундагы санжырада кыргыздардын байыркы тарыхы башкаларга караганда даана берилген. Мындан үч миң жылдар мурда Орто Азияда Угуз Уйгур мамлекети жашап турган. Алар дагы негизги дини буддага табынуу болуп, Самара суусунун башына көк таш орнотуп сыйынышкан. Ал жер акырындап кентке айланып, Самаракенти деп азыр дүйнөгө белгилүү Самаркант шаары өсүпчыккан. Мунун негизги калкы түрктөр болуп кыргыздар чоң уруу союзун түзүп турган... Кийин Уйгур Угуз мамлекети жалпысынан угуздар деп аталып калды. Угуздардын мамлекети батыш жагы Аму дарыясы, Каспий көлү, түндүк жагы Едил, Жайыкка созулуп, Арал көлү менен чектелди. Чыгыш жагы Ополсуусу, Котонкалаасы, Үрүмчү, Манасболгон. Андан ары Алтай тоосу, Иртыш суусуна чейин кирген. Угуз өлгөндөн кийин Карахан башкарып калган. Угуз мамлекетин кийин Иран басып алат. Самаркантты Ферудон деген падышанын Салым деген уулу башкарып калат. Тажиктер ошол мезгилде көчүп келишет. Самара турган жерди Зарафшан өрөөнү, шаарларды Туран деп атай баштайт. Кийин жергиликтүү элдер Барактын тегерегине биригип, ирандыктарды кубалап чыгышат. Онсан Барак мамлекети түзүлүп Оторхан болуп Отор шаарын салдырды. Оторхан ээлеген жерин тактап, караган элдерин тизмелейт. Отор канга Аму дарыя бою, Үргөнч, Жийделүү Байсын, Ысар, Гөлөп, Алай, Бухара, Самаркант, Фергана, Аралкөлү, Кызыл Кыя, Санташка чейин карады. Мында жашаган элдер он тогуз уруу коңурат, он эки уруу тайчык, катаган, кытай, жедигер, калча, кыргыз, кыпчак, курама, маңгыт, казак, каракалпак, он эки ата угуздар, ногой, башкырт, түркмөн, кыят, эштек, татар, чубаш, жети уруу желдеңдер эле»…
Как мы видим история предков Манаса включает исторические временные отрезки, начиная с первого тысячелетия до нашей эры, основания городов Самарканд и Отрар, в древней истории известными греческим историкам как область под названием Согдиана со столицей городом Мараканда. Здесь же отмечаются многолетние войны конфедерации тюркских племен во главе с предками Манаса Барак ханом, Отор ханом с персидско-вавилонским царством (Ахеменидов). Список перечисленных племен на сегодняшний день является предковым для всех тюркских народов мира.
Также территория расселения кыргызской конфедерации во главе с Отор-ханом простирается от самых западных областей Средней Азии, на севере от Иртыша до Алтая, на востоке до города Урумчи и одноименного уезда Манас, который до сих пор называется так же и является уездом Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Уезд назван в честь реки Манас, которая течет рядом. Откуда Балык манасчи мог знать такие сведения, географические названия, если он не был обучен грамоте. Безусловно, у него был дар манасчи, он мог расказывать Манас непрерывно сутками, но у него были информаторы-носители древних знаний, от которых он получил информацию, передававшуюся из поколения в поколение. Его повествования и рассказы передавались из поколения в поколение веками и тысячелетиями. К сожалению, такие рассказы прервались на нем, и сейчас они сохранились отрывками, некоторые записи хранятся в фонде Академии Наук КР.
Далее Балык рассказывает генеалогические предания о предках Манаса, которые основали такие города как Ургенч (основан Үркөр ханом), Баласагун (близ Токмока, основан Баласагын ханом), Талас (Талас ханом), Сарайчук (основан Адөөлөт ханом), Көкчөтак (основан Көкчө ханом). Имеет смысл отметить, что эпоха кыргызского великодержавия предков Манаса намного древнее, масштабнее и продолжительнее, чем кыргызское великодержавие IX века, зародившееся на Енисее. Если смотреть на сюжетную линию эпоса Манас, там четко вырисовывается идея восстановления единства тюркских племен, как это было при его древних предках.
Санжыра Балыка Манасчи повествует о том, что созданные предками Манаса города и империя были захвачены арабами. В то время было четыре ханства со столицами в Самарканде, Бухаре, Ургенче и в Отраре. Во главе всех ханств был один из предков Манаса Белеке хан. Эти города будут взяты арабами во главе с Кутайпом. Белеке хан погибнет в битве возле Самарканда от рук Кутайпы. Сын Белека хана - Култегин - решает вместе с оставшимся народом, среди которого были племена: кыргыз, казак, мангыт, кыпчак перекочевать на Алтай и Енисей. В то время на Алтае и Енисее находились их союзники: найманы и кангы, с которыми они когда-то составляли одну империю.
После взятия города Отрар арабами, оставшиеся племена мангыт, курама, ногой, кыргыз, казак были переселены в район Көкчө, на месте которого будет построен город Ташкент. По дороге на Алтай умрет Култегин. Во главе народа станет его сын - Какас хан. У Какаса будут два сына: Алач и Талас. Алач будет ханом казахов, а Талас станет во главе кыргызов. Поэтому казахи говорят: “Керегим Алач, ураным Алач”. Чтобы не были забыты его предки и его народ Алач назовёт своего сына Кыргыз.
У Кыргыза будут два сына Ногой и Шыгай. Именно Ногой и Шыгай перекочёвывают обратно из Алтая в Среднюю Азию - Жети-Суу вместе со своими родичами, а остальной народ останется на Алтае и Енисее. По возвращении в Жети-Суу Ногой и Шыгай обнаружат, что Иссык-Куль, Нарын, Иле, Чу и Талас будут находиться под властью Жамгырчы - предвоителя племени ногой. Им будет предаставлены земли между Кара-Балта и Ак-Суу под названием “Боз жоргонун чокусу”. Там они построят орду-ставку. У Ногоя будут дочь Баян, которую выдают в жены за Жамгырчы и сын Чаян. Чаян жил в местности под названием Чыйырчык (вблизи Ташкента). У Чаяна родится сын Жакып, а от него родится легендарный Манас.
Если обратиться к мировой истории, завоевание арабами во главе с Кутейбой ибн Муслим (Кутайпа в санжыре Балык Манасчи) охватывает период 708-714 годы. Именно в этот период предки Манаса во главе с Култегин перекочевывают на Алтай и Енисей. Генеалогия Манаса, согласно санжыра Балыка Манасчи, выглядит следующим образом: Манас-Жакып-Чаян-Ногой-Кыргыз-Алач-Какас-Култегин. Если считать, что Култегин жил в конце VII - начале VIII века, а Манас является седьмым поколением Култегина, то можно предположить, что Манас жил во временном отрезке 150 лет после Култегина, то есть в начале-середине IX века нашей эры.
А как стало известно, родоначальники правого и левого крыла кыргызов Лур-хан и Лурбузург жили в начале XII века, соответственно их и их предка Манаса разделяет примерно 250 лет или 10 поколений. Тогда согласно кыргызским генеалогическим преданиям, от Манаса до нынешних его потомков прошло около 50 поколений.
Древние кыргызы и современная ДНК генеалогия
Теперь слово остается за ДНК генеалогией, только она может в совокупности уже имеющихся знаний пролить свет в вопросе - кто мы и где жили наши предки тысячелетия назад.
Многие ученые сегодня уже признают, что в двадцать первом веке ДНК генеалогия скажет свое веское слово в исторической науке, поскольку будет пересмотрена вся история человечества. В этом контексте нашим отечественным историкам следует освоить основные азы науки о ДНК генеалогии, чтобы идти в ногу со временем. Это закономерный общемировой тренд. Буквально за последние три года учеными мира сделаны весомые открытия, о которых в первую очередь должны знать мы, кыргызы. И среди этих открытий, которые уже носят научный характер, нас не удивляет то обстоятельство, что санжыра кыргызов, передающееся из поколение в поколение, находит научное подтверждение в ДНК генеалогии.
Как всем известно, в 2007 году по инициативе президента Международного университета Кыргызстана Асылбека Айдаралиева в Кыргызстан приехали специалисты Молекулярно-генеалогического фонда Соренсона, которые взяли ДНК материалы у кыргызов с разных регионов Кыргызстана, в СМИ сообщалось, что планировалось взять около 600 проб, в том числе и у других народов, проживающих в Кыргызстане. Данные ДНК анализов сейчас находятся в базе данных Фонда Соренсона.
Российский специалист в области молекулярной генеалогии, один из модераторов научно-популярного интернет ресурса www.molgen.org под ником Овод, совместно со своими коллегами опубликовал результаты исследований ДНК 45 кыргызов из базы данных Соренсона и других баз ДНК данных с 43 маркерами. Из 45 кыргызов 35 были из Кыргызстана, 7 кыргызов - из Монголии, 2 кыргыза - из Китая. Целью его исследования было выяснение внутреннего родства кыргызов и найти примерный возраст общего предка. Нужно отметить, что он выбрал именно тех кыргызов, которые принадлежали к гаплотипу R1a1a, которые составляли, согласно базе Соренсона, 63% от общего числа кыргызов. Результаты исследований показали, что кыргызы имеют строго очерченные две ветки, согласно кыргызскому санжыра, оң канат и сол канат, которые имеют общего предка, жившего примерно 1300-1400 лет назад. То есть общий предок всех Тянь-Шанских кыргызов жил примерно в 7-8 веках нашей эры.
Другая особенность результатов, говорит о том, что общие предки большей части как левого так и правого крыла кыргызов соединяются к общим предкам жившим 900-950 лет назад, это как раз совпадает с временами жизни Лур-хана и Лурбузурга, которые возглавляли правое и левое крылья кыргызов. А если рассматривать общего предка, жившего 1300-1400 лет назад, то мы можем представить, что это были предки Манаса Белеке хан и Култегин (который принимает решение перекочевать на Алтай после поражения от арабов), жившие в начале 700 годов. Результатом исследования была следующая генеалогическая таблица Овода, которая была составлена с использованием специальной программы, высчитывающей мутации каждого из представителя кыргызов для определения общих предков. Нужно отдать ему должное за научный интерес и вклад в историю кыргызов.
Таким образом кыргызы есть и были единственными потомками легендарного Манаса, предки которого составляли аристократический род, из которых назначались правители союза тюркских племен. Они построили древнейшую кочевую цивилизацию, простиравшуюся от Средней Азии до Алтая и Енисея.
В 2009 году группа ученых из Лаборатории молекулярной антропологии Медицинского Института Страсбургского Университета под началом доктора Кристины Кайзер опубликовали результаты исследований ДНК проб из останков древних захоронений носителей андроновской (1800-1400 гг. до н.э.), тагарской (800-100 гг. до н.э.) и таштыкской культур (100-400 гг н.э.)
Результаты ДНК анализа 10 останков мужчин показали, что 9 из них принадлежали к гаплогруппе R1a1. В последующем, в 2012 году, российские ученые Волков В.Г. и научные сотрудники лаборатории эволюционной генетики НИИ Медицинской генетики ТНЦ СО РАМН к.б.н. Харьков В.Н. и профессор Степанов В.А. на основе результатов ДНК анализа, сделанного Кристиной Кайзер, опубликовали статью “Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных” //Труды Томского областного краеведческого музея им.М.Б.Шатилова.-Томск, 2012,-Т27-с.147-166.
Достаточно будет привести краткие издержки из их статьи:
«Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:
При сравнении на 10 Y-STR гаплотипы андроновцев имеют полное совпадение с гаплотипами представителей следующих популяций: южные алтайцы (рода тодош, кергиль, тонжоан, чапты, мундус) (17), алтайцы (2), киргизы (65), тувинцы (4), монголы (1), телеуты (1), иранцы (1), индийцы (3), турки (1), русские (3), поляки (4), румыны (1), русины (1), словаки (2), англичане (1).
...Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16). У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман и т.д.)... Особенно важным является значение маркера DYS448, равное 21. Это значение является главным отличительным признаком алтайско-киргизского кластера R1a1a, у большинства представителей этой гаплогруппы значение этого маркера равно 20.
База SMGF содержит значительное количество киргизских гаплотипов R1a1. Количество гаплотипов со значением 21 и 22 намного превышает количество гаплотипов со значением 20. Все гаплотипы из этой базы, совпадающие на 12 маркерах с андроновскими, имеют значение DYS448 = 21, т.е. принадлежат к алтайско-киргизскому кластеру R1a1a... Гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшее близость к гаплотипам южных алтайцев и тяньшанских киргизов... Генетические данные подтверждают данные других наук, что андроновская и тагарская культура имеет близкую генетическую связь с предками индо-иранских народов… Наиболее вероятно происхождение носителей андроновской и тагарской культур с территории пограничья Ирана, Афганистана и Средней Азии....»
Думается, данные открытия в ДНК генеалогии не нуждаются в дополнительных комментариях. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что кыргызы не являются прямыми потомками Енисейских андроновцев, а являются потомками близких родственников Енисейских андроновцев. То есть одна часть родственников наших предков еще ранее 3500 лет назад перекочевала на Алтай и Енисей и там создала курганную кочевую цивилизацию по образу и подобию кочевой цивилизации в Средней Азии, о чем сообщалось в санжире Балыка Манасчи.
Это был некогда единый народ легендарного Угуз (Огуз, Ууз) хана, а их царство называлось государством Угуза. Выше мы говорили о границах этого царства. А этноним кыргыз - это производное от слова кырк-огуз (кырк-ууз). О масштабах царства Угуз-хана свидетельствует и находки в Таримском бассейне. Наиболее ранние мумии были датированы XVIII веком до н.э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Краниометрические данные свидетельствуют об антропологическом сходстве таримских мумий с носителями афанасьевской и андроновской культур Южной Сибири (индоевропейцы). Исследование ДНК семи мужских мумий показало, что все они относятся к гаплогруппе R1a1a[1]
Мумия женщины и мужчины с некрополя в Xiaohe, материалы которого были исследованы генетиками. Мумии хранятся в музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Урумчи.
Пока ученые не обнародовали маркерных сведений о ДНК Таримских мумий, но если они по характеристикам идентичны с андроновцами, высока вероятность того, что именно кыргызы и будут их прямыми потомками. Удивительным является сам факт, что андроновская и таримские культуры, существовавшие ранее 3500 лет назад, оказались родственными именно кыргызам. Сегодня на земле проживает 7 млрд человек, из них к гаплогруппе R1a принадлежат по оценкам специалистов 500 млн человек, ветвь кыргызов R1a составляют примерно 2,8 млн человек, а это всего 0,0004% населения земли, но именно предки кыргызов создали курганную цивилизацию, древнейшую кочевую цивилизацию, оставившую огромный след в мировой истории. И для того чтобы изучать культуру древних кочевых народов, их быт, традиции, культуру, национальные игры и все, что с ним связано нужно исследовать кыргызов. Я верю, что недалеко то время, когда наука о кыргызах - кыргызоведение будет изучаться во всех ведущих университетах мира. Кыргызы откроют многие тайны истории. Именно наша история станет нашим туристическим брендом.
К сожалению, среди нас много людей, которые видят в санжыре источник деления кыргызского народа на племена, видят элемент трайбализма. Это можно всего лишь объяснить недостатком знаний. Наши историки, которые пишут учебники по истории, не рассматривают генеалогические сказания кыргызов – санжыру как раздел исторической науки. В школьных программах по истории нету ни слова о санжыре. Ведь было бы очень интересно, изучая историю, осознавать связь, причастность своих предков к истории страны, как и где они жили, чем занимались, чем известны. А ведь целая плеяда кыргызских исследователей санжыра и фольклора такие как Осмонаалы Сыдык уулу, Белек Солтоноев, Сабыр Аттокуров, Сапарбек Закиров оставили замечательные труды, посвященные истории кыргызов с точки зрения генеалогии. Хотелось бы привести в этой связи слова Сабыра Аттокурова:
“Санжыра биздин тарыхыбыз, басып өткөн жолубуз. Санжыра “атасын” тааныбаган, энесин эстебеген маңкурттуктан кутула турган нерсе, анын тупку максаты кыргыздарды урууга бөлүү эмес, аларды ким кайдан экенин билүүгө үйрөтүү. Кылымдар бою бир тилде сүйлөп, бир динге табынып, бир туунун астында жеңип, жеңилип, качып, качырып, Ала-Тоону мекендеп келгенибизди далилдейт”.
Гениальные произведения нашего великого писателя Чингиза Айтматова были почерпнуты из генеалогических сказаний и фольклора кыргызов, без них не было бы этих произведений и не было бы у нас такого величайшего писателя эпохи. Сапарбек Закиров приводит слова Чингиза Айтматова в своей блестящей книге “Кыргыз Санжырасы”.
«Жарыкчылыкта санжыралар болбосо өтүп кеткен убакыт жана муундар жөнүндө кандай көңүлсүз эскерме калаарын көз алдыга элестетип көрүңүзчү...
Санжыраларда философия жана фантастика, поэтика жана убакыттын символу бар. Мындан тышкары санжыра - бул элдин улуттук эн тамгасы жана анын таануу белгиси».
Думается, что после этих красноречивых слов-наставлений в истинно айтматовском стиле, мне нечего добавить о важности изучения санжыра нынешнему поколению молодежи.
Мы должны глубоко изучать те уникальные знания, которые оставлены в наследство от наших предков: кыргызский фольклор, героические эпосы, рассказы и сказания, национальную инструментальную музыку и национальные игры, кочевой быт и культуру кыргызов, которые могут пролить свет на новые открытия в исторической науке. И эти дни уже не так далеки.
Правила комментирования
comments powered by Disqus