0 января 2013 года первый и бессменный президент Узбекистана Ислам Каримов отметил свой 75-й день рождения. Ясно одно: сейчас ход событий как для Каримова, так Узбекистана резко ускорится. Сейчас Каримов - самый старый президент на пространстве бывшего СССР.
С какими проблемами президенту Узбекистана придется столкнуться в ближайшее время и как он их собирается решать? Вопрос вопросов для нынешнего Узбекистана - вопрос выбора преемника и запуск процедуры передачи полномочий от Каримова. Список потенциальных претендентов на высшую власть в стране известен давно: старшая дочь Каримова Гульнара, нынешний премьер Шавкат Мирзияев, первый вице-премьер Рустам Азимов, глава госбезопасности (или скорее его ставленник) Рустам Иноятов. Отдельные узбекские политологи, проживающие за рубежом, в 2012 году к возможным преемникам стали относить и Шухрата Ганиева - хокима (главу) Ферганской области Узбекистана.
Летом 2012 года казалось, что Гульнара Каримова по согласованию с отцом начала компания по "вхождению во власть". Огромные средства были брошены на улучшение имиджа Гульнары Каримовой как в самом Узбекистане. так в России и на Западе. Но к концу 2012 года медийная активность Гульнары Каримовой резко пошла на спад. Видимо, тому есть несколько причин: старшая дочь Каримова просто решила не светиться после того, как в июле 2012 года, когда на счетах в швейцарских банках были заморожены средства, предположительно, принадлежащие Гульнаре Каримовой, речь шла о 600 миллионах франков – примерно 640 миллионов долларов США. Инициирование ареста счетов стал ответным ходом высшего менеджмента МТС на фактический захват собственности компании в Узбекистане.
В последние недели из окружения Гульнары Каримовой стали поступать утечки от том, что дочь Ислама Каримова решила максимально отойти от всех бизнес-проектов. То есть дочь президента Узбекистана явно хочет спасти свои капиталы вне страны, что еще раз подтверждает крайнюю нервозность среди правящей элиты страны. Кроме того, Ислам Каримов мог прийти к выводу, что "хождение во власть" Гульнары может закончиться на данном этапе плачевно и послужить катализатором серьезных потрясений внутри страны (мягко говоря, Гульнару Каримову многие в Узбекистане не любят и считают ее символом коррупции). Примечательно, что практически одновременно "ушел в тень" и постоянный бизнес-оппонент Гульнары - глава госбезопасности Узбекистана Рустам Иноятов. Cудя по всему, и он сейчас озабочен прежде всего сохранением своей бизнес-империи.
Для любого реального претендента на власть в Узбекистане задачей номер один будет сосредоточить в своих руках как можно больше наличных средств или активов, которые могут быть быстро превращены в наличные. C этим фактом узбекские аналитики и связывают начавшейся в последние недели предел валютного рынка в стране. От фантастически выгодного в условиях Узбекистана валютного рынка по факту отстранен банк из бизнес-империи Иноятова АКИБ «Ипотека», волна дошла и «Халк банка», банка «Бек Барака». Причем радикальный передел валютного рынка начался по прямому указанию Каримова.
Практически с самого момента получения независимости Узбекистаном Ислам Каримов позиционировал себя как борца с «угрозой терроризма» и «исламского экстремизма».
На фоне проблем России на Северном Кавказе и США в Афганистане такая позиция до определенного времени была крайне выгодна для узбекского президента. Правда, при Каримове исламистом и экстремистом в Узбекистане мог стать любой несогласный с властями мусульманин. Как следствие: сейчас в Узбекистане позиции светских оппозиционеров крайне слабы (большинство таких оппозиционеров давно перебралось на Запад), всё более недовольной нынешней властью народ видит реальную альтернативу режиму Каримова только среди исламистов и далеко не умеренных исламистов.
В свою очередь США на примере Мубарака в Египте показали совершенно ясно, что они готовы договариваться с исламистами и не будут спасать своих контрагентов в бунтующих странах, причем могут и сами способствовать такому бунту. В Сирии сейчас в боях с правительственными войсками участвуют целые военные формирования из узбекских исламистов и не надо быть пророком, чтобы определить, куда эти боевики отправятся дальше.
Все попытки Каримова добиться гарантий безопасности от своих партнеров в Вашингтоне в обмен на предоставление территории Узбекистана для вывода и размещения войск США и НАТО из Афганистана натыкаются на вежливый, но твердый отказ.
В конце 2012 года в Москве, видимо, тоже пришли к выводу, что попытки сделать из Узбекистана Каримова "союзника" ничем хорошим не закончатся и уже Россия может оказаться втянутой в крайне невыгодную ситуацию. Как следствие в Москве явно без сожаления приняли решение Узбекистана о формальном выходе из ОДКБ-Каримов уже не сможет втянуть "союзника Россию" в проблемы сохранения его власти. К сожалению, за годы "дружбы" с Каримовым Москва практически полностью потеряла свое влияние на узбекскую оппозицию (первоначально лидеры узбекской оппозиции перебрались в Россию, но потом они были или выданы узбекским властям , или посчитали за лучшее уехать на Запад). Но как говорится, лучше поздно, чем никогда.
России сейчас надо думать, как она будет выстраивать отношения уже с посткаримовским Узбекистаном, такая постановка задачи предполагает выстраивание, а точнее восстановление отношений с узбекской оппозицией, как светской, так и той, что принято называть (не всегда оправданно) "исламистской".
Автор: Иннокентий Адясов
Источник: www.Ostcraft.ru
Правила комментирования
comments powered by Disqus