24 ноября 2013 г. в Бишкеке прошла международная конференция «Исламское пробуждение в Центральной Азии». В 2012 году состоялось первое заседание Секретариата конференции в г. Чолпон-Ата, где были приняты решения организационного характера, а также принято совместное заявление.
На встрече 24 ноября участвовали представители от экспертного сообщества Кыргызстана, глава Госкомиссии по делам религии КР, религиозные деятели Ирана, Казахстана, России, Турции, а также большая делегация из Таджикистана во главе с лидером движения «Исламского пробуждения в Центральной Азии», руководителем Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддином Кабири.
Известный эксперт по религиозным вопросам Кадыр Маликов заявил, что данное мероприятие носит, с точки зрения геополитической ситуации в исламском мире, исторически важное значение. Оно призвано создать площадку для тесного стратегического сотрудничества исламских ученых, экспертов, общественных деятелей, интеллектуалов региона, и направлена на выработку совместных путей по преодолению идейного, духовного, социально-политического кризиса мусульманских сообществ Центральной Азии, сохранение мира и стабильности во всем регионе, а также выступать в качестве интеллектуального ответа на вызовы радикализации и маргинализациии в регионе.
В начале конференции он заявил, что есть силы, которые не хотели проведения данной конференции в Кыргызстане. Это, по видимому, сказалось на том, что представители из Китая, Великобритании, Азербайджана, Сирии, Палестины, Афганистана, Пакистана, Ливана и Египта не смогли принять участие в работе данной конференции. Они столкнулись с определёнными бюрократическими препонами.
Кадыр Маликов выделил определённые угрозы для стабильности: На сегодняшний день мы наглядно видим, что различные третьи силы манипулируют мусульманами, чтобы вызвать те или иные деструктивные процессы, искусственно разделяют мусульман, в частности, на суннитов и шиитов, хотя цели и задачи у всех мусульман общие и ценности одинаковые. Геополитическая борьба между различными региональными и глобальными игроками в Центральной Азии может привести к дестабилизации в регионе. Будущее развитие военно-политической ситуации в Афганистане, Пакистане после 2014 г., возможно, повлияет на ситуацию в нашем регионе и на соседей, в том числе на Россию и Китай.
Наша позиция – это неприятие деструктивного иностранного военно-политического влияния извне, особенно использование верующих в различных конфликтах.
Состояние исламской интеллектуальной мысли в странах Центральной Азии остается крайне низким. В первую очередь практически отсутствует единая позиция, глобальная сплоченность на основе принципа «умеренности».
Нехватка или отсутствие конференций и интеллектуальных площадок отражается на процессе исламского пробуждения, его траектории, качестве, целях и задачах. Не дает определить среднесрочные перспективы, где-то моделировать сам процесс и обеспечить развитие ислама и его ценностной системы в рамках современных вызовов.
Исламская интеллектуальная инициатива является площадкой с целью тесного взаимосотрудничества, солидарности, формирования интеллектуальной прослойки – ответственной национальной исламской интеллигенции в странах Центральной Азии. Поэтому, если мы создадим интеллектуальную площадку, это будет определенным прорывом в регионе. Мы сможем привлечь исламских религиозных лидеров для того, чтобы решать общие проблемы. Впоследствии возможно привлечение для сотрудничества и дискуссий светских лидеров, общественных деятелей и мыслителей, а также религиозных лидеров других конфессий. Но ядром данного объединения будут исламские интеллектуальные силы.
В странах Центральной Азии наблюдается кризис ценностей, конфликтности между секулярной системой ценностей и религиозной. Для этого необходимо искать гармоничный баланс между ценностными системами путем диалога.
Подводя итоги конференции Кадыр Маликов отметил, что её ценность заключается не столько в официальном оглашении итогов, а сколько в неофициальной части, в общении между экспертами, мусульманскими духовными лидерами. Происходит укрепление имеющихся и появление новых связей между ними, устанавливаются контакты и самое главное – происходит обмен опытом. Если провести конференцию один раз, то в ней не будет смысла. Но если организовать регулярные встречи, то это, несомненно, даст положительный результат. Сама конференция это повод для того чтобы собраться и влить в обсуждение новые «струи». Ценность конференции также в том, что в её работе принимают участие представители из разных стран. Это означает обмен и использование положительного опыта друг с другом, открытие новых перспектив.
Вторым итогом является декларация. В целом декларация поддерживается. Она призвана довести до наших правительств, до посольств, в том числе и западных дипмиссий и организаций, включая страны, возможно, НАТО, ООН и др. позицию самих мусульман, то, что мы начинаем свой самостоятельный интеллектуальный процесс, мы собираем собственных интеллектуалов не зависимо от национальности и конфессии. В будущем диалоговая площадка будет расширена с участием членов Исламского пробуждения, представителей других конфессий, а также сторонников светских взглядов. В перспективе работа данной диалоговой площадки должна проводиться постоянно. И здесь мы заявили, что следующий 2014 год, который является во многом рискованным, мы планируем сделать годом мусульманской молодёжи в Центральной Азии. Потому что если мы говорим об интеллектуальности, об интеллектуальной составляющей процесса исламского пробуждения в Центральной Азии, то решение данного вопроса напрямую зависит от решения кадрового вопроса. И угроза для ислама, помимо внешнего фактора, представляется ещё и в безграмотности самой молодёжи, отсутствия исламской интеллигенции. И поэтому нам необходимо начинать с молодёжи.
Профессор, декан Факультета теологии Института гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева, заместитель председателя Общественного наблюдательного совета при Госкомиссии по делам религий Назира Курбанова на конференции затронула проблему непосредственно исламского образования и необходимости реформ в данной области. Она заявила следующее: Сегодня мы пытаемся создать интеллектуальную прослойку, т.к. видим раскол среди мусульман Кыргызстана, отсутствие интеллектуальной религиозной элиты, низкий уровень образования. Выходом из сложившейся ситуации видится создание системы классического исламского образования в религиозных вузах и медресе, исходя из исторических, традиционных и национальных особенностей.
Мы на сегодняшний день пришли к тому положению дел, при котором светское образование переживает кризис и не отвечает на вызовы современности, а религиозное и более того, имеет крайне скудную материальную и интеллектуальную базу. С момента обретения независимости был взят курс на самоустранение государства из религиозной сферы, но сегодня мы наглядно видим, что это решение было не совсем правильным и государство вынуждено вмешаться в сферу конфессиональных отношений для предотвращения дальнейшей радикализации. Есть также проблема отсутствия средств для реализации программ в области религиозного образования. Но мы сегодня вместе обсуждаем планы будущего развития исламского образования и поэтому следует претворять в жизнь проект создания межсетевого исламского университета, который мог бы разрабатывать единые программы обучения в религиозной сфере, также в нём возможно открытие отделений аспирантуры и докторантуры по религиозным дисциплинам. Это не утопическая идея, если вспомнить, что на протяжении веков лучшее исламское образование преподавалось именно в Центральной Азии. Это реальный шаг в деле создания исламской интеллектуальной элиты.
Идея создания межсетевого университета очень правильная, ведь для Кыргызстана 10 исламских вузов и 67 медресе – это достаточно много. Но дело в том, что за каждым из них стоят определённые интересы и определённые спонсоры, которые на уровне религиозных лидеров всячески пытаются не допустить реформирования религиозной сферы, в частности, именно они выступают противниками принятия закона «О религиозном образовании».
Сотрудник Института стратегического анализа и прогноза Аман Салиев в ходе обсуждения затронул проблему слепого копирования образцов религиозного поведения с арабских стран. Он обосновал неправильность данного подхода, и сообщил участникам конференции: Не стоит слепо принимать арабские или пакистанские трактовки ислама в странах Центральной Азии. Нередко арабские миссионеры в качестве исламских преподносят собственные традиции. А наша молодёжь слепо доверяет им и считает это повелением Аллаха. Те же из молодых людей, которые ратуют за принятие арабских стандартов в обиход и считают их образцом для подражания, сами видят лишь внешнюю сторону жизни стран Персидского залива. Они, к примеру, не знают, что в этих государствах более половины женщин элементарно не умеют читать, и по уровню образованности они занимают очень слабые позиции в мировом рейтинге. Управленческий персонал представлен в основном западными европейцами. В данном смысле советское образование, медицина, культура, значительно продвинули Кыргызстан и все страны Центральной Азии.
Также у арабских стран отсутствует развитая система внешней разведки и анализа международных событий, а это приводит к тому, что эти государства лишь выполняют определённые роли в чужой игре, они ведомы определёнными мировыми державами.
Во всех мусульманских странах практически отсутствует собственная инициатива. Инициатива частично присутствует в Турции и Малайзии. И современные процессы, в частности события «арабской весны», режиссируются не самими мусульманским и арабскими странами, а далеко за их пределами. Сами мусульмане лишь выступают некими механизмами реализации зарубежных проектов.
Лидер «Исламского пробуждения в Центральной Азии» Мухиддин Кабири отметил, что состоявшаяся конференция имеет направленность на решение региональных проблем. Она является дискуссионной площадкой для обсуждения имеющихся проблем интеллектуальной элитой самих стран Центральной Азии, и в этом её ценность. К примеру, планируется организация обсуждения приграничных проблем между Кыргызстаном и Таджикистаном, непосредственно на местах, в кыргызском Баткене или таджикской Исфаре.
Якуб Будак, заместитель генерального секретаря партии «Саадат» (экс-генеральный секретарь Ниджметтин Эрбакан в прошлом возглавлял правительство Турции; нынешний премьер-министр Реджеп Эрдоган также выходец из «Саадат») заявил следующее: К сожалению нам приходится видеть, что западные державы пытаются проводить политику в направлении создания конфликта между Ираном и Турцией. И на сегодняшний день Турция прилагает все усилия чтобы упредить негативное влияние Запада на мусульманский мир, и проведение диалога между нами служит подтверждением нашего единства в противодействии внешним попыткам раскола. Мы против политики США и ряда европейских государств, которые пытаются внести раскол и взорвать изнутри мусульманский мир. Мы также выступаем против той игры, которую сейчас разыгрывают США и их союзники в Сирии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus