Работа авиационных кампаний Таджикистана вызывает немало нареканий: малое количество рейсов, задержки вылетов, плохой сервис, при этом – высокая стоимость билетов.
А недавно в СМИ прозвучала информация о возможности сокращения географии полетов после предстоящей проверки отрасли Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
При неудовлетворительных результатах проверки Таджикистан может быть причислен к странам с небезопасной для пассажиров авиацией. В результате странам-членам ICAO будет рекомендовано не давать разрешения на полёты самолетов таджикских авиакомпаний в свои страны.
Иначе говоря, все рейсы в дальнее зарубежье для таджикской авиации будут закрыты; для жителей Таджикистана многократно возрастет стоимость полетов. Пострадает престиж страны, а ограничения по пассажирским полетам по примеру Европы могут ввести и другие страны.
Узнать о том, насколько реален риск запрета на полеты в дальнее зарубежье, мы решили у авиационных властей Таджикистана, которые представлены отделом авиации Госслужбы по надзору и регулированию в области транспорта (ГНРОТ) и Управлением гражданской авиации (УГА) Министерства транспорта. Последнее занимается разработкой государственной политики в области воздушного пространства и деятельности в области авиации, а отдел авиации ГНРОТ – контролем, сертифицированием и лицензированием.
Напомним, что, как ранее писала «Азия-Плюс», после инспекции ICAO пять лет назад авиационным властям Таджикистана были выданы рекомендации по обязательному устранению проблем.
Рекомендации представляют внушительный документ на 88 страницах, в котором изложены замечания по всей авиационной инфраструктуре: от профессиональной подготовки летного состава, состояния аэродрома и летных судов до необходимости внесения изменений в авиационное законодательство и правила для авиаперевозчиков в соответствии с международными стандартами.
Ведомство гражданской авиации согласилось практически со всеми этими пунктами и разработало план устранения выявленных недостатков на 2009–2013 гг., согласно которому основные мероприятия должны были быть реализованы уже до конца текущего года.
Едут ли аудиторы ICAO?
Недавно назначенный на свою должность начальник УГА Минтранса Иброхим Джобиров заверил, что приезда инспекторов ICAO сейчас не ждут. «ICAO предупреждает о приезде своих представителей за 90 дней, а такого сообщения до сегодняшнего дня не поступало», - сказал он.
Информацию Джобирова подтвердил замначальника и глава отдела авиации ГНРОТ Рашид Дадабаев. «Аудита ICAO пока не предвидится. Но в этом году дважды, в июне и августе, приезжала комиссия Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) с целью оказания помощи по устранению недостатков аудита ICAO. В эти периоды наши специалисты и сотрудники EASA работали вместе, и были значительные продвижения. Однако если мы не выполним полностью требования ICAO, то аудит, со всеми вытекающими последствиями, непременно состоится», - сказал Рашид Дадабаев.
Что уже сделано?
Об этапах выполнения требований ICAO рассказал Рашид Дадабаев:
- В 2008 году ICAO прислала свои замечания и выводы. Для разработки вопросов была создана, по приказу министра, рабочая группа Минтранса, которая работала при УГА и занималась подготовкой и осуществлением, устранением тех недостатков, которые выявила аудиторская группа ICAO.
Требования ICAO касаются очень многих вопросов, в том числе и организационных. Можно сказать, что организационные вопросы стоят во главе: то есть это структура гражданской авиации, ее надзорного органа, регистрационных и сертификационных отделов, осуществляющих сертификацию воздушного транспорта, - говорит он. - За прошедшие годы было разработано и принято порядка 20 новых авиационных правил страны, которые ранее отсутствовали, устарели или имели какие-то замечания. Среди них: авиационные проверки по сертификации, требования к юридическим лицам, инструкции по организации питания пассажиров и экипажей на борту воздушных судов (ВС) РТ, руководства: по обеспечению учета регулярности полетов ВС, по организации движения ВС, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации, сертификация эксплуатантов воздушного транспорта, осуществляющих коммерческие перевозки, и другие.
В июне с участием комиссии EASA была разработана дорожная карта по устранению недостатков. В начале августа – другая. Эксперты EASA указали, где какие недостатки есть и как можно их исправить. Рабочая группа все заседания проводила совместно с комиссией EASA.
- Многие замечания и недостатки уже устранены, но не все, - продолжил Дадабаев. - В настоящее время требования ICAO выполнены на 70–80%.
Замечаний к летчикам и парку нет
Инспекторы ICAO остались вполне удовлетворены лётной подготовкой таджикских пилотов и оценили ее достаточно высоко. Р.Дадабаев рассказал, что, кроме знаний и навыков, полученных в годы учебы, все пилоты авиакомпаний ежегодно повышают мастерство с помощью инструкторского состава, который регулярно совершает с ними инспекторские полеты и осуществляет тренинг лётного состава. Также 2 раза в год лётный состав выполняет полеты на тренажерах с целью продления срока действия пилотского свидетельства.
Единственное замечание ICAO – слабое владение пилотами английским языком, знание которого сейчас крайне необходимо.
- Наши пилоты прошли курсы английского, занимались самостоятельно, и уровень знания сейчас в основном удовлетворительный, - заключил Дадабаев.
Оказалось, что нет замечаний ICAO и по лётному парку. «Наш отдел проводит большую работу по поддержанию лётной годности авиапарка всех авиакомпаний, периодически выполняются техобследования, масштабный ремонт, все действия властей и компаний согласовываются. Самолеты у нас современные, аэробусы и боинги, летает «Боинг 737-900» - даже в России нет таких машин», - заметил Дадабаев.
Практически выполнены замечания ICAO по аэродрому и состоянию взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Душанбе.
- Полоса, рулежные дорожки и стоянки у нас в хорошем состоянии, благодаря ранее проведенной в рамках межправительственного соглашения с Францией работе гендиректора аэропорта Рустама Халикова и специалистов наземной службы, - говорит Р. Дадабаев. – У нас благополучно совершал посадку самый тяжелый на сегодня грузовой самолет «Мрия». Тем более нет опасений для посадки и взлета более легких воздушных судов.
Невыполнимая задача?
В центре внимания ICAO – структура и кадры органа регулирования, вплоть до мельчайших подробностей: количество авиационных отделов, штат сотрудников, их квалификация, стаж работы и даже уровень оплаты. По требованиям ICAO, авиационный орган ГНРОТ должен состоять из двух отделов: отдела расследования авиационных происшествий и авиационного отдела, в которых должны работать 12 специалистов, обеспеченных высокой зарплатой.
Отметим, что, выполняя требования ICAO, в Казахстане подняли зарплату работников аналогичной системы гражданской авиации до уровня $4000–6000, в Киргизии – до $3000–4000. Таджикские специалисты получают зарплату в размере $150–200…
Расширение штатов и повышение зарплаты сотрудников авиаотдела стало проблемой, которую не удалось решить за 5 лет.
- Низкая зарплата ставит нас в зависимость от авиакомпаний, то есть специалистам приходится одновременно работать летчиками, летать, чтобы заработать себе на жизнь. Я, как пилот, до сих пор летаю на боинге, иначе я не смог бы здесь работать, - говорит Дадабаев.
Он также сообщил, что в составе Госслужбы существует до настоящего времени всего один отдел, в котором работает лишь 5 человек. Между тем его сотрудникам приходится много ездить в другие страны, работать с лизингодателями, арендодателями.
- Вся техническая документация выполнена на английском языке, и общаться с партнерами приходится на нем же. Но переводчика в составе нашего отдела нет, и приходится полагаться только на свои знания, а это дополнительная нагрузка, - продолжил Дадабаев. - Не располагает наш отдел служебным транспортом, чтобы оперативно реагировать на события, не создан отдел расследования авиационных происшествий.
Оказалось, что расширить штаты невозможно из-за недостаточного финансирования. Начальник ГНРОТ Сайдулло Ёрмахмадов сообщил, что по этому вопросу Госслужба дважды письменно обращалась в Минтранс.
- В ближайшее время наше письмо будет рассмотрено на заседании коллегии Минтранса, и мы надеемся на положительное решение, - говорит Ёрмахмадов.
Получить конкретные комментарии ответработников Минтранса по этому поводу «АП» не удалось, однако нам заметили, что ГНРОТ может изыскать для этого собственные ресурсы...
Государственные планы
Между тем в Стратегии повышения уровня благосостояния населения на 2013–2015 годы в разделе «Развитие инфраструктуры: транспорт и связь» авиации уделено менее всего внимания, по сравнению с авто- и железнодорожным транспортом. В главе «Проблемы отраслей» об авиации не сказано ни слова; соответственно, и решать там якобы нечего, разве что кроме «повышения качества авиационных услуг».
В задачах до 2015 г. утверждено финансирование в $123,5 млн на приобретение самолетов, пассажирских и грузовых вагонов, магистральных локомотивов. Но неясно, сколько планируется потратить именно на самолеты.
На продолжение строительства международного терминала в международном аэропорту Душанбе утверждено финансирование в $20 млн, которое в основном осуществляется за счет прибыли МАД; напомним, что строительство ведется на паритетном финансировании с Францией и МАД является исполнителем строительства вместе с Минтрансом.
Планируется выделить на продвижение проекта «Реконструкция аэропорта г. Курган-Тюбе» $50 млн. О дополнительном финансировании отрасли не сказано ни слова.
Наоборот, в Госбюджете РТ на 2013 год появилась новелла, устанавливающая, что 20% специальных средств (т.е. средств, заработанных самой организацией) ГНРОТ должны зачисляться в доход бюджета.
Исходя из вышеизложенного видно, что особой государственной поддержки авиации ждать не приходится.
Между тем ветеран авиации на условиях анонимности сказал: «Сейчас в таджикской авиации работает немало замечательных авиаспециалистов и пилотов. Однако низкая, по сравнению с другими странами, оплата труда и неуважительное отношение к этому ценному ресурсу, как со стороны авиационных властей, так и руководства частных авиакомпаний, могут привести к тому, что большая часть их уедет работать в другие страны. И какое будущее тогда ожидает таджикскую авиацию, сложно представить».
Правила комментирования
comments powered by Disqus