На таджикских государственных телеканалах в этом году не будет сказочных персонажей - Деда Мороза и Снегурочки. Не будет в передачах и новогодней красавицы - ёлки.
По словам ответработников Комитета по телерадиовещанию, они не вписываются в национальные традиции…
Общественные деятели уже назвали это нововведение идеологической установкой, которая идет в нарушение конституционных прав граждан страны.
ПЕРВЫЙ зампред Комитета по телерадиовещанию Саидали Сиддиков подтвердил данное сообщение, отметив, однако, что новогодние программы будут на всех гостелеканалах, и съемки уже начались. «Но в них не будет сделан особый акцент на ёлку, украшенную гирляндами и игрушками, а также на Деда Мороза и Снегурочку, поскольку этот атрибут и сказочные персонажи не имеют прямого отношения к нашим национальным традициям, хотя в них нет ничего плохого», - подчеркнул Сиддиков.
По его словам, в новогодних телепрограммах будут показаны зима, снег, встреча Нового года, музыка, песни, танцы, новогодние украшения, праздничные пожелания и праздничный стол, но без алкоголя и вышеназванных атрибутов.
По его мнению, никакого указа «сверху» на этот счет не было: руководство телеканалов само пришло к такому мнению, «а я это считаю правильным».
Данное решение наблюдатели назвали продолжением борьбы «с чуждыми таджикскому народу явлениями». Но эксперты считают, что проведение новогодних торжеств и отказ от главных атрибутов праздника невозможно ограничить, уничтожить предписанием, командой, приказом, или по желанию кого-то…
Власть не должна вмешиваться…
ЖУРНАЛИСТ Темур ВАРКИ не верит, что чиновники государственного ТВ способны самостоятельно думать и принимать такие решения.
«Им спущена очередная идеологическая установка, которая идет вразрез с Конституцией, - говорит он. - Хочу напомнить принимающим подобные решения и спускающим такие установки горе-чиновникам, что, согласно Конституции Республики Таджикистан, наша страна является светским демократическим государством. Значительная часть городского населения, в том числе, так называемая интеллигенция - светские люди. Никто не имеет права лишать эту часть населения отмечать светский Новый год с елкой, так же, как весь остальной светский секулярный мир. Мы с начала 20-го века стали его частью и сегодня в условиях глобального мира должны использовать свои преимущества, а не скатываться в средневековье.
По сути, власти в очередной раз самым глупым и непродуманным образом противопоставляют, разделяют общество на светскую и религиозную часть, способствуя ущемлению гражданских прав одной части населения в угоду другой. Способствуя отъезду из страны людей, которые начинают и давно уже начали беспокоиться за будущее своих детей в стране, которую ведут в пропасть мракобесия.
С другой стороны, ученые и историки находят доводы в пользу того, что обряд украшения деревьев не чужд таджикам и не был чужд нашим предкам. Издревле у нас деревья наряжали разноцветными ленточками, всевозможными украшениями. Это идет из зороастризма. Адаш Истад, известный таджикский писатель и историк, написал замечательную работу о том, что образ Деда Мороза восходит к богу Митра, который изображался в красном кафтане, красном колпаке и с мешком подарков. Кроме того, в традициях аврамических религий есть обычай наряжать кедр и пальму. А мы, с одной стороны, несем в своей культуре и менталитете генетический код зороастрийской культуры, а с другой - прививку аврамических религий. С одной стороны, мы - часть постсоветского наследия, а с другой - глобального мира. Так что, с какой стороны ни посмотри, елка и Дед Мороз никак не могут быть чужды современным таджикам, особенно в светском демократическом государстве».
По словам поэта Аскара ХАКИМА, «национальные традиции - это не окаменевшее и застывшее явление. Существует множество традиций, которые были у народа столетия назад, но сейчас их нет, зато есть другие, которые появились со временем.
Мы более семи десятка лет жили в многонациональном государстве, в дружном соседстве с представителями различных религий и вероисповеданий. Что же плохого в том, что мы перенимали друг у друга понравившиеся традиции, обряды? Мы говорим о сближении народов и их культур, но отрицанием или отменой традиций этого добиться нельзя. И что плохого в этом новогоднем празднике и его сказочных персонажах? Наоборот, он даже необходим с социально-политической точки зрения. Ведь сотни тысяч наших мигрантов живут и работают в России, и они должны знать русский язык, обряды и традиции».
- Я не понимаю тех, кто ратует за несоответствие этого праздника и его атрибутов нашим традициям и религии, - говорит поэта. – В качестве довода они заявляют, что праздник Нового года обязан рождением Иисуса, а ведь он признается исламом, как один из священных пророков. В Таджикистане новый год начинается 1 января по григорианскому календарю. Но если мы перейдем к другому летоисчислению, и допустим, новый год у нас наступит 22 марта, то и в этом случае не нужно отказываться от этого праздника и его атрибутов. Все эти доводы противоречат Конституции нашего государства.
Поэт и публицист Исфандиери НАЗАР утверждает, что истоки празднования Нового года имеют арийские корни и имеют название «Чашни мехр». «Праздник «Рождение священного бога Митра» - один из древнейших на земле. Римская церковь для упразднения этого божества в христианстве представила его в образе Иисуса сначала 21 декабря (Рождество), позднее - 25 декабря, а затем - 1 января. Потом появился главный атрибут праздника - новогодняя елка, и это нужно признать. Одно непонятно: в чем необходимость отрицания этого факта и чем он так не угодил?» - недоумевает И.Назар.
Зампред ПИВТ Махмадали ХАИТ уверен, что власть не должна вмешиваться в то, что принято народом. «Да, Новый год – христианский праздник, - признается он. - И часть населения Таджикистана, жившая в советское время и представляющаяся сегодня в обществе как светская, традиционно отмечает этот праздник. Праздников в Таджикистане много, и к старым добавляются все новые праздники. И все это невозможно уничтожить одним росчерком пера, каким-то предписанием, командой, приказом или по желанию кого-то».
Хаит считает, что власть не должна вмешиваться в действительно народные праздники. «И сегодня, даже если по воле власти уберут новогоднюю ёлку в прадничных программах на ТВ – это не может остановить народ», - уверен он.
МЕЖДУ ТЕМ:
Высота главной новогодней елки в Душанбе составит 22 метра
Высота новогодней елки, которая будет установлена до 28 декабря на главной площади столицы Таджикистана, составит 22 метра.
ПО словам пресс-секретаря столичного мэра Шавката Саидова, новогодняя елка будет украшена игрушками и искусственными снежинками.
«Решением мэра в здании Госцирка столицы с 31 декабря по 4 января будут проведены новогодние представления для детей всех районов города», - отметил Саидов.
Так, праздничные мероприятия начнутся 27 декабря в столичной школе-интернате №1 с участием воспитанников всех городских школ-интернатов. 28 декабря во дворце «Кохи Вахдат» состоится новогоднее представление для отличников общеобразовательных школ города, а 30 декабря мэрия проведет в цирке традиционную новогоднюю ёлку для детей из малоимущих семей столицы.
31 декабря с 19 до 21 часа на столичной площади «Дусти» состоится концерт звезд таджикской эстрады, который завершится пятиминутным фейерверком. А в первый день нового года во всех городских парках культуры и отдыха пройдут массовые гуляния.
В преддверии Нового года - с 28 по 30 декабря - на всех рынках столицы будут организованы ярмарки-продажи сельскохозяйственной продукции и товаров первой необходимости.
«Мэрия столицы призывает все организации, расположенные на территории города, независимо от их формы собственности, оказать помощь ветеранам войны и труда, нуждающимся гражданам, домам-интернатам, а также празднично оформить фасады зданий своих организаций», - отметил Саидов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus