90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Независимость Казахстана: состоялась она или нет?

19.12.2013 14:03

Политика

Независимость Казахстана: состоялась она или нет?

Мы подошли к 22-й годовщине независимости Казахстана. Увы, но многочисленные эксперты, с которыми мы разговаривали на эту тему, склонны считать, что до страны по-настоящему независимой нашей республике еще очень далеко. Скорее, это “техническое государство” с формальными символами государственности и несамостоятельным обществом, доставшимся нам в наследство от СССР. 

В каких аспектах независимость состоялась в полной мере, а в каких – не вполне? Какие угрозы нашей независимости сегодня являются наиболее значимыми? Эти два вопроса мы и задали нашим собеседникам.

Серик Бельгибай, политолог:

“Нам надо наконец-то избавиться от советского менталитета”

- Наше главное достижение – это независимое, признанное государство, которое вполне уже оформилось, и, самое главное, люди к этому привыкли. Наше достижение заключается в том, что мы можем рассчитывать на себя и жить своим умом. На мой взгляд, это главное – хорошо ли, плохо ли, но мы живем сами. Если вспомнить, то на протяжении почти десяти лет после обретения независимости сами граждане Казахстана по привычке продолжали использовать в основном слово “республика” – “наша республика”, “в республике”. Повсеместно и привычно говорить “страна” начали позже. Восприятие менялось медленно. Сейчас мы привыкли к тому, что Казахстан – отдельное, самостоятельное государство. Это великое благо. Есть масса народов, в том числе и родственных нам, у которых нет своего государства.

Если же говорить о том, в чем мы не вполне добились независимости, то это будет все то же государство. Государство – по сути, просто система управления, всего лишь оболочка. Ее наполнение – общество, оно и создает страну. Наше общество пока находится в спячке. Часто говорят “технический премьер”, так вот у нас скорее “техническое государство”. Аппарат управления развит, правительство худо-бедно работает, своя валюта выпускается, законы принимаются. Тут все хорошо. Но другого главного компонента, самого общества, не видно и не слышно, о нем мы узнаем больше из сводок происшествий. Оно скорее существует как приложение к государству.

Причин таких взаимоотношений между государством и обществом может быть названо много, но главных две.

Первая причина банальна. Богатство страны у нас создают не граждане, а месторождения. Поэтому месторождения являются как бы приоритетом. И это будет продолжаться до тех пор, пока нефть стоит дорого. В этом, кстати, заключается главная угроза благополучию страны. У нас в последнее время почему-то привыкли думать, что углеводороды всегда будут дорогими. Видимо, у наших людей короткая память. Вспомните, сколько нефть стоила, например, в начале 1999 года – чуть более 10 долларов за баррель. С тех пор прошло всего 14 лет. Цены рано или поздно упадут, а с ними уйдет и прилив нефтедолларов.

Вторая причина – советский менталитет, который оказался более живучим, чем сам СССР. Общество не готово к самостоятельности, потому что люди неспособны объединяться и отстаивать свои права. Приведу такую аналогию. Сейчас в новостных выпусках много информации о событиях в Украине. Снова поднимается вопрос о противостоянии западных и восточных регионов этой страны. Восток Украины больше русский, он был сильно советизирован в свое время. По всей видимости, у жителей этой части страны есть какое-то свое мнение по поводу происходящего в Киеве и свой взгляд на евроинтеграцию. Но их голосов не слышно, они не организуют массовые митинги в своих городах. Кстати, так было и во время оранжевой революции. Люди с подобным менталитетом будут ждать, чем все закончится, и примут любой результат, потому что не привыкли объединяться. У нас, в Казахстане, ситуация такая же. Общество не участвует в управлении страной, да и не готово участвовать. Безразличие ко всему, что выходит за рамки личных бытовых проблем, стало для нас нормой.

Наша независимость будет неполноценной до тех пор, пока мы не избавимся от советского наследия, крепко засевшего в головах, в обществе, в государстве. Страна станет сильной только тогда, когда общество станет активным. Никакая система управления государством, даже самая эффективная и научно проработанная, не даст эффекта, если общество не научится управлять само собой. Самый показательный пример здесь – это правопорядок. Право и мораль всегда соприкасаются, и никакие законы, даже самые продуманные и совершенные, не обеспечат порядок в обществе, если в этом обществе нет морали, которой люди следуют.

Так что главная угроза нашей независимости – это скорее мы сами. Только тогда, когда казахи станут полноценной нацией, обществом, мы сможем сказать, что страна независима. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Один из главных объектов критики у нас – это коррупция. Ругая подверженных ей чиновников, мы не задумываемся о том, что они – свои, доморощенные, их не прислали к нам по разнарядке из другой страны. В Казахстане большинство населения – казахи, и чиновники в подавляющем большинстве своем – казахи. Они не лучше и не хуже нас, и их болезни, в том числе коррупция, – это производное от наших болезней.

Что касается других угроз, то, безусловно, главная из них на сегодня – вовлечение Казахстана в Евразийский союз. Характерно, что у Казахстана и Беларуси, участников ТС, есть схожая черта. Она заключается в слабости национальных идеологий. И у казахов, и у белорусов не развито национальное самосознание. В Беларуси, например, белорусский язык – язык национальной оппозиции, влачащей жалкое существование. Многие в России вообще утверждают, что такого народа, как белорусы, нет, а если и есть, то быть им в этом качестве осталось недолго – скоро они окончательно станут русскими.

По сути, это попытка России восстановить СССР за счет отъема части независимости у других стран. Наш северный сосед не скрывает, ради чего создается Евразийский союз. Для этого достаточно посмотреть российское телевидение. Там Евразийский союз и понимается обществом, и подается ему только в одном качестве – как восстановление Великой России. Никто в обществе не ждет экономического эффекта от интеграции.

Так что оппонентам мнения, что Таможенный Союз имеет только экономическую основу, сначала нужно отключить русские телеканалы, а уж потом свободно говорить все что угодно.

Жасарал Куанышалин, общественный деятель:

“Наша страна представляет собой классическую неоколонию”

- Разумеется, нет. Не состоялось в Казахстане никакой независимости, и не могло состояться по определению. Почему? Потому что в этом мире ничто не может состояться само собой (кроме разве что природных явлений, да и то в соответствии с определенными закономерностями мироустройства Всемогущим Аллахом) или по мановению волшебной палочки. Тем более столь серьезное явление, как независимость. Особенно государственная, которая в нашем случае, в Казахстане, отсутствовала на протяжении нескольких веков. Ибо для того, чтобы она возродилась и состоялась, надо было приложить определенные усилия, как это делалось и делается в подавляющем большинстве бывших колоний после провозглашения ими своей независимости. На постсоветском пространстве наглядным примером усилий, предпринятых на государственном уровне для реального избавления от последствий колонизации, могут служить, скажем, страны Балтии.

А нынешняя власть нашей республики палец о палец не ударила, чтобы сделать государственную независимость страны реальностью. Ни в самом начале нашей вроде бы суверенной истории, ни в последующем, т.е. на протяжении двадцати лет Ак Орда не только не предпринимала ничего для того, чтобы разработать, утвердить и ввести в действие государственную программу деколонизации, без чего реальная независимость попросту невозможна, но даже и не думала об этом! Все это время она занималась чем угодно, но только не этим, основополагающим для вчерашней колонии, делом.

Да, казахстанский режим принял и утвердил внешние, то есть формальные, атрибуты независимости типа государственного флага, герба и гимна. Наша республика стала членом ООН и других международных организаций, что, по существу, является “делом техники” для любого государственного новообразования, не имеющего проблемы “самопровозглашения”. Приняла, как и любое государство, свою Конституцию и другие законодательные акты, включая сюда и закон о независимости. Провела демаркацию и делимитацию своих границ, которые существовали на практике и прежде, в бытность Казахской ССР. При этом… уступив соседям изрядные куски своей исконной территории и т.д. Причем режим занимался всем этим, образно говоря, в свободное от работы время, то есть в промежутках между гораздо более важными для него делами сначала по самоустройству, а затем – по самосохранению себя, любимого.

Между тем, деколонизация, наряду с юридическим предоставлением независимости колониальным странам и народам, подразумевает также (и это несравненно важнее) превращение колониальных и зависимых территорий в не только де-юре, но и де-факто свободные и независимые государства. В противном случае бывшей колонии неотвратимо грозит незавидная, можно даже сказать, плачевная участь… неоколонии.

Сейчас, спустя 22 года после провозглашения независимости, фактически сразу же украденной режимом у народа и превращенной им в свою независимость от народа, наша страна представляет собой классическую неоколонию. Она практически не имеет своего производства, львиной долей ее сырьевых ресурсов в еще большей степени, чем прежде, владеют и распоряжаются чужие “дяди” – великие и не очень державы, на ее территории, как и в колониальные времена, господствуют чужой язык, чужая идеология, чужие информационные средства и т.д.

А в результате навязанной Казахстану “интеграции” в виде “таможенного”, “евразийского” и прочих “союзов” с бывшей метрополией все эти неоколониальные процессы лишь углубляются и усиливаются, обретая все более необратимый характер. (Подробнее об этом я говорил в моем интервью “Казахстану как воздух необходима деколонизация!”, опубликованном в вашей газете 26 октября 2012 года).

Самым же вопиющим свидетельством отсутствия у нашей страны реальной независимости является, по моему глубокому убеждению, чудовищный расстрел народа, являющегося, согласно Конституции РК, “единственным источником государственной власти в Казахстане”, причем именно в День независимости – 16 декабря 2011 года! А также последовавшее за этим массовое осуждение к тюремным срокам соратников людей, ставших жертвами той кровавой расправы!

Я уже неоднократно говорил об этом в своих публикациях и повторяю сейчас: главную угрозу независимости Казахстана представляют отнюдь не внешние силы, а наш собственный, антинародный и антиказахский режим…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://camonitor.com/archives/10232

19.12.2013 14:03

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Болот Шер (Шерниязов)

Шер (Шерниязов) Болот

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
175 см

минимальный рост полицейского в Казахстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30