«Красавец театр!», «Подарок великого Сталина таджикскому народу готов!» - такими заголовками пестрели республиканские газеты в феврале 1942 года. Да и на фоне невыразительных построек, в основном, одноэтажных, двухэтажных и за редким исключением трехэтажных домов Театр оперы и балета, построенный в Сталинабаде, казался чудесным дворцом, монументальным и величественным исполином, потому что он был самым высоким тогда зданием в нашей столице.
Это был единственный театр, достроенный в СССР в самые тяжелые годы войны. Несмотря на то, что гражданское строительство по всей стране, кроме военного, было остановлено, по личному указанию Иосифа Сталина были выделены средства на его достройку и закупку необходимого театрального оборудования.
17 февраля 1942 года большой и освещенный зал нового театра полон. То тут, то там вспыхивают огни юпитеров кинооператоров и фотовспышек. В фойе жители столицы и многочисленные гости с нескрываемым интересом рассматривают прекрасную работу строителей. Среди них - руководители республики, писатели и поэты, строители театра, замечательные советские артисты: Фаина Раневская, Зоя Федорова, Изабелла Юрьева, Тухфа Фазылова, Рина Зеленая, Сергей Филиппов, Георгий Милляр, Николай Крючков, Борис Андреев и др. Выступления, поздравления, многочисленные здравицы вождю и бесконечные аплодисменты.
И только двое мужчин, что сидели в середине зала с очень усталыми лицами, не вписывались во всеобщую атмосферу праздника и ликования. Один из них - главный архитектор и главный инженер строительства театра Дмитрий Иванович Билибин, а другой - архитектор-художник Сергей Ефимович Захаров. Оба они работали в «Ленпроекте» и входили в творческую бригаду по проектированию здания Театра оперы и балета в Сталинабаде.
– Сергей, это правда, что профессор Юнгер арестован? - вполголоса, почти шёпотом спросил Билибин.
- Увы, Дмитрий Иванович, это правда… Вы же знаете, сколько у него было завистников, и сколько их стало после того, как нашей мастерской поручили проектирование сталинабадского театра. Скорее всего, это ложный донос, ведь он из обрусевших немцев, а сейчас война.
- Жаль, искренне жаль, Сережа, я ведь его ученик, и здание театра - это его огромный вклад, начиная с первых эскизов и планов. - Билибин тяжело опустил голову...
Огромный вклад в развитие архитектуры советского периода нашей страны внес инженер-архитектор Дмитрий Иванович Билибин (1898-1963 гг.). Родился он в Петербурге, в 1928 году окончил Ленинградский институт гражданских инженеров. С 1931 по 1934 годы работал в Таджикистане. По его проекту в 1939 году было построено здание Душанбинского педагогического института. В 1935-1937 гг. Д. И. Билибин (совместно с архитекторами А.А.Юнгером и В.Д.Голли) работал в мастерской №7 «Ленпроекта» над проектом Театра оперы и балета в Сталинабаде, в 1937-1942 гг. осуществлял авторский надзор над его строительством. В 1944-1950 гг. Д. Билибин - начальник управления по делам архитектуры при Совете министров Таджикской ССР. Участвовал в строительстве и проектировании важного и крупного предприятия для атомной промышленности СССР на севере Таджикистана.
Сталинабад, 1939 год. Строительство Театра оперы и балета. Вот так, практически вручную строился наш театр. Все строительные конструкции здания были разработаны под руководством ленинградского инженера Л. А. Торицына. Архитекторы -А. Юнгер, Д. Билибин, В. Голли, художник С. Захаров.
Октябрь 1941 года. Несмотря на то, что уже четыре месяца полыхает Великая Отечественная война, в столице республики продолжается строительство театра. Огромный личный вклад в его строительство, работая главным прорабом, внесла Хамро Заировна Таирова – одна из первых таджичек, получивших высшее инженерное образование. Архитекторы - А. А. Юнгер, Д. И. Билибин, В. Голли, художник С. Е. Захаров.
Февраль 1942 года. Рождение театра, ставшего подлинной жемчужиной архитектуры Сталинабада 40-х годов прошлого века. В чудесных белых колоннах выражена величественная красота греко-бактрийского государства, существовавшего на нашей земле, а мудрость древнего таджикского народа нашла свое выражение в чудесных мотивах национального орнамента, изумительной лепке сквозных решеток фасада театра. Нельзя не отдать дань восхищения этому поразительно красивому театру, похожему на гениального актера, всегда разного и чарующего. Архитекторы - А. А. Юнгер, Д. И. Билибин, В. Голли, художник С. Е. Захаров.
Сталинабад, весна 1945 года. Театр оперы и балета имени С. Айни. Архитекторы - А. А. Юнгер, Д. И. Билибин, В. Голли, художник С. Е. Захаров.
Архитектор Александр Александрович Юнгер родился в 1883 году. В 1902 г. поступил на архитектурное отделение Института гражданских инженеров и одновременно на архитектурное отделение Академии художеств в Петербурге, которые закончил с золотой медалью. В 1905 году молодой художник становится ведущим сотрудником журнала «Новый Сатирикон». После революции Александр Александрович остается в Ленинграде, но почти целиком переключается на архитектуру, лишь изредка возвращаясь к жанру, которому он посвятил четверть века своей жизни. С 1930 года профессор А. Юнгер заведует кафедрой архитектурного проектирования архитектурного факультета Ленинградского института гражданских инженеров, одновременно являясь руководителем мастерской №7, которой в 1936 году было поручено проектирование Театра оперы и балета в Сталинабаде.
В феврале 1942 года профессор Юнгер был арестован по ложному доносу. Он умер 3 августа 1948 года в Сибири. А.А.Юнгер никогда не был в Сталинабаде, но по его изумительным акварелям и эскизам был выполнен проект театра, хранящего до сей поры память о своём создателе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus