В этом месяце президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев объявил, что кыргызско-российское соглашение о продаже вооружения стоимостью в 1 млрд. долларов США готово к осуществлению, и доставка начнется «в скором времени». По его словам, в Кыргызстан скоро прибудут «артиллерийские орудия, танки, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) и другие виды военной техники». По совпадению информационное агентство «Regnum», которое находится под управлением российской Федеральной Службы Безопасности, процитировало 16 декабря заявление Атамбаева со ссылкой на возможное «нападение иностранной армии» на Кыргызстан.
Посвященные во внутреннюю политику лица из Бишкека полагают, что Атамбаев имел ввиду осложнения с Узбекистаном в Ферганской долине. Не секрет, что текущее состояние кыргызско-узбекских отношений считается вне правительства контрпродуктивным, учитывая многочисленные трансграничные перестрелки между странами. Официальный Ташкент при любом удобном случае пытается напомнить соседнему Кыргызстану о возможных последствиях, которые могут повлечь за собой любые односторонние решения, принимаемые официальным Бишкеком в вопросе строительства гидроэлектростанций в верховьях рек Ферганской долины.
В общих чертах сложность отношений между государствами характеризуется уязвимостью Центральной Азии в таких вопросах как внутренние кризисы, которые усиливаются нерешенными спорами. В частности, Кыргызстан и Узбекистан являются двумя основными республиками, склонными к межгосударственной вражде.
Множество вопросов остаются в центре их продолжающейся враждебности со смертельными столкновениями на кыргызско-узбекской границе, и правительства обоих государств не обращают на происходящее какого-либо внимания. Кроме обычных трансграничных перестрелок, Узбекистан был раздражен кыргызско-российскими планами по управлению региональным водным потоком, который жизненно важен для сельского хозяйства Узбекистана.
Во время визита в Казахстан и встречи со своим коллегой президентом Нурсултаном Назарбаевым, который состоялся в сентябре 2012 года, президент Узбекистана Ислам Каримов прояснил свои взгляды. «Водные ресурсы могут стать проблемой в будущем, которые могут создать напряженность не только в нашем регионе, но и на каждом континенте. Я не буду называть определенные страны, но все это может ухудшиться до такого уровня, которая может привести не только к серьезной конфронтации, но и даже вызвать войну», - сказал Каримов. По всей видимости, президент Узбекистана явно намекнул на неурегулированные водные споры с Кыргызстаном и Таджикистаном.
Ограниченный в средствах Кыргызстан при президенте Атамбаеве рассматривает использование российских инвестиций в водные ресурсы своей страны в качестве единственного выхода из внутренней нестабильности. Кроме того Кыргызстан продлил арендный договор с Россией по военной базе в республике, в которой в настоящее время находятся авиабазы России и Соединенных Штатов. Москва решила не останавливаться на достигнутом и продолжить движение вперед. Кремль выступил с предложением перевооружить армию Кыргызстана.
Соглашение о продаже оружия, которое было подписано между Россией и Кыргызстаном, стало официальным после того, как Узбекистан вышел из ведомой Кремлем Организации Договора о коллективной безопасности. Соглашение о продаже оружия было подписано на фоне сообщений о том, что Узбекистан вступил на путь поиска более близких связей с Вашингтоном в обмен на военную технику сил НАТО, которые будут переданы центрально-азиатской стране после вывода коалиционных войск из Афганистана в следующем году.
Аналитики из Кыргызстана полагают, что комментарий президента Атамбаева относительно «нападения иностранной армии» отражает его настроение по поводу сценария возможного военного конфликта с южным соседом Узбекистаном.
Не урегулированность кыргызско-узбекских отношений восходит к 2000 году, когда в середине зимы Узбекистан внезапно прекратил поставлять газ в Кыргызстан как напоминание о том, что Бишкек должен оплатить свои долги за газ. В отместку Бишкек открыл шлюз «Токтогульской ГЭС», чтобы удвоить производство электроэнергии.
Больше всего от этой «водной дипломатии» пострадали узбекские хлопковые поля, которые расположены в низовьях Ферганской долины, поскольку некоторые части сельхозугодий Узбекистана пришли в негодность. Возмущенный неожиданным ответом Бишкека президент Узбекистана Каримов приказал узбекской армии провести показательные военные учения с участием наземных войск и воздушной поддержки вблизи кыргызско-узбекской границы.
Военная стратегия Узбекистана была нацелена на ту самую Токтогульскую гидроэлектростанцию, которая является основным элементом энергетики Кыргызстана. Взбудораженное правительство Кыргызстана отреагировало на эту демонстрацию силы предупреждением Каримову о том, что «случайный» подрыв «Токтогульской ГЭС» может вызвать наводнение, которое «сотрет с лица земли Ферганскую и Зеравшанскую долины Узбекистана».
В июне 2010 года Кыргызстан и Узбекистан оказались в шаге от тотального открытого межгосударственного конфликта, когда в южном Кыргызстане вспыхнули межэтнические столкновения. Продолжающаяся политическая нестабильность в республике, которая наблюдается в прошедшие годы, ослабила государственные учреждения, создав вакуум власти по всей стране; а этническая борьба на юге только усилила возможность распада кыргызского государства.
Попытки Узбекистана не использовать в своих интересах растущий хаос в соседней республике совпали с геополитической динамикой, исходящей от раздраженности России по поводу идеи присутствия в Центральной Азии американских военных.
Таким образом, поскольку Вашингтон собирается вывести свои войска из Афганистана, Кыргызстан и Узбекистан ожидает еще один год негативной политики по нерешенным проблемам. Тем временем сообщения о спорадических перестрелках с обеих сторон границы оставляют меньше оптимизма для лучших перспектив сотрудничества между двумя государствами. В конечном счете, в виду отсутствия взаимной координации, стабильность в Ферганской долине неустойчива.
Правила комментирования
comments powered by Disqus