90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

"ЦентрАзия": Национальная идентичность. Борьба казахских националистов за лингвистические приоритеты...

 ЦентрАзия: Национальная идентичность. Борьба казахских националистов за лингвистические приоритеты...

Национальная идентичность, довольно хорошо описана марксистским наследием от раннего Маркса до Ленина, Сталина, до позднего Брежнева и Горбачева. Концепция национальной идентичности не только противоречива, но и во многом необъективна и не совсем отвечает на вопросы связанные с определением нации как идентичности. Наш первый тезис: нация всегда субъектна. Если она слишком долго объектна, то она теряет свойства субъектности и на каком- то этапе полностью теряет собственную субъектность не только не борется за право на эту субъектность, но начинает тяготиться и даже гордится самореализации в чужой субъектности, таковое мы наблюдаем у части российских татар, российских украинцев и мордвы. Нежелание самореализоваться в собственной этничности или самореализацию в чужой ипостаси. Белорусская нация по крайней мере в современном виде как нация и как элита начинает своей субъектностью. Это не так? Хорошо если не так. Есть нации "уставшие" от своей многовековой героической истории, которые стали тихими нациями - реальные субъекты истории, но только номинальные субъекты настоящей региональной геополитики. Таковы некогда могучие ассирийцы, манчжуры, монголы, уйгуры и киргизы.

Способность к мобилизации относиться к нации и к ее элите. Если нация не хочет или не может или не считает нужным мобилизацию за отстаивание своих интересов, то это уже не нация. Это может быть пред-нация или пост-нация. Что может быть предметом и приоритетом мобилизации. Таким приоритетом может быть территориальная целостность. Казахи много веков воевали с Джунгарией, Узбекским ханством, Туркменами ,Китаем за свои территории и отстояли ее размером в пять территорий Франции. Такой задачей является национально-освободительное движение за национальную независимость. Считается, что казахи в общей сложности подняли около 300 восстаний против колониального ига России. Иногда нации нужно вытерпеть и снести колониальное унижение и даже пойти на службу метрополии, обеспечить успех и не попасть под истребление, чтобы выйти из ситуации более сильной. Казахи как нация не послушались своих пастырей буржуазных националистов "Алаш орды", агитировавших не подниматься на восстание в 1916 году, а пошли за родовыми вождями- аксакалами и были истребляемы и были разбиты при весьма неблагоприятных условиях. У народа не хватило выдержки стерпеть унижения, а у элиты степени влияния. Зато казахи успешно выдержали тяжелые 1990-е. Где-то сельские жители перешли на каши из отрубей. В то время как аульное начальство извело скот в своих интересах. Уже тогда казахи видели несправедливую приватизацию, нерешение вопросов с реализацией статуса государственного языка. Шоковая терапия социальных и экономических реформ не вызвала общеказахского бунта против казахской власти. Это и есть национальное многотерпение - мобилизация во имя будущего, обеспечение сокральности власти, даже если очевидно они -негодяи. Другой пример: национально бесперспективное сопротивление индейцев США. Всякое затягивание конфликта индейцев приводило к их истреблению под мощью совсем неравных сил.

Национальное наследие. Наличие того, что называется "heritage".Это не только язык. Предания старины далекой, но и происхождение и религия. Это казахское традиционное жилье - юрта и казахский небоскреб в Астане. То, что в англоязычной научной литературе и называют tangible and intangible heritage. Я был удивлен, что англо-саксы и современные немцы подразумевали под ними совсем разные вещи-конкретное происхождение человека и его конкретной семьи то, что казахи назвали бы шежiре. Таким образом , heritage вполне корректно и более определенно чем общность психического склада, язык, ближе стоит определение "культура".

Территория и язык как черты нации совсем неопределенны. Долго обходились без национальной территории евреи, совсем маленькая территория у армян, ассирийцы не выделены в автономию.

Существуют спящие нации. В Индии живут мале-элам. Их около 100млн.Они имеют свой штат-state в составе Индии, свой язык на котором говорит около 100% этого народа. Они учатся на своем языке. Они имеют свой heritage. Но субъектность у них слабо выражена. Это "спящие нации". Они проснутся в один год и разбудят друг друга. А пока они накапливают свою энергию. В Российской Федерации это якуты, тувинцы, буряты.

Для арабов- ислам национальная религия, ставшая мировой религией. Казахи и узбеки - сунниты и оба этноса- ханифиты. В истории казахского государства пожалуй больше всех казахи воевали с узбеками. Тем не менее самые близкие к казахам это узбеки. По крайней мере исторически.

Тезис о том, что для арабов- ислам национальная религия, ставшая мировой религией. Классическим народом, имеющим национальную монотеистическую религию являются евреи, для которых иудаизм был и есть национальная религия. Для чеченцев национальная религия суфистская секта кадрия с громким зикром и танцами по кругу. У чеченцев подобие национальной религии. Все остальной для них ваххабизм и салафизм или разновидность фундаментального ислама. Чеченцы защищают свою национальную религию с оружием. Казахи тоже превращают свой ислам национальную религию, называя ее традиционным исламом. Кстати ,последняя установка по традиционному исламу: исламу одна - нация одна религия. Установка духовного управления мусульман на союз с властью подтверждает факт осознанию казахского ислама частью мирового ислама. В Казахстане не разрешены откровенно национальные мечети для этнических меньшинств. Получается, что могут быть служители иной национальности не может быть дунганской , узбекской мечети в принципе. Эта установка без сомнений означает переход казахов на национальную религию, одновременно мы видим момент стремления к унификации мусульманской уммы как попытку конфессиональной ассимиляции. Исторически у казахов ислам имел национальную окраску. Казахские ханы задолго до современной политики управления казахских мусульман придавали традиционному исламу национальный смысл. Стремление к духовному национальному строительству на основе единой национальной идеи- установка более очевидная, чем у идеологов "Нуротана".

Разновидности национализма. Национализм начинается с защиты heritage и заканчивается созданием государства. С момента завершения национального строительства заканчивается национализм. Я давно перестал быть националистом. Это произошло в после провозглашения закона о государственном суверенитете. Я -государственник, с счастью. Честно говоря, задачи национальной модернизации, ради которой строилось национальное государство вместе с гражданским обществом, еще не решены. Итак, разновидности национализма: футбольно-крикетный национализм. Одно из проявлений русского национализма - фанатский национализм. Русский фанатский национализм имел ряд стычек с российскими полицейскими. Футбольные фанаты рекрутируют уличных националистов в России. Крикетный национализм в Индии, Пакистане и ряде стран распространения крикета.

Лингвистический национализм защищается национальной интеллигенцией и национальными интеллектуалами. Если футбольный национализм не наблюдался у казахов, то у казахов проявился лингвистический и конфессиональный национализм. Казахские буржуазные националисты будировали вопросы языка, делопроизводства, свободного функционирования ислама и закончили формированием военных частей и вооруженным сопротивлением колониальному режиму, но потерпели поражение. Алаш-ордынцы предполагали строительство национального государства. Религиозный национализм тщательно избегаемая тема. Да казахи выдвигали конфессиональные лозунги. Часто лидерами повстанцев и идеологическими вдохновителями были муллы. Стремление показать казахов атеистическим этносом как и стремление показать их безнадежными шаманистами неверно.

Борьба казахских националистов за лингвистические приоритета может закончится, если будут решены вопросы реализации государственного языка де-факто. Тогда движение М.Шаханова демобилизуется. Поскольку у власти в Казахстане русофилы - казахи, больше озабоченные реализацией бизнес планов по собственному обогащению, то они будут пытаться повернуть или хотя бы восстановить ситуации с превалированием русского языка. Это будет периодически будоражить лингвонационалов.

Ресурсный национализм - распространенный вид национализма. Стремление к ресурсному национализму: завышенная ил адекватная оценка контролируемых или неконтролируемых ресурсов страны. Возможно классическими ресурсными националистами были Чавес и Путин. Казахским ресурсным националистом является Серикжан Мамбеталин.

Homogeneity and demographic reproduction. Великолепным образцом быстрого демографического воспроизводства являются турки и русские. Турки до прихода в современную Анатолию значительно смешивались по мере приближения к территории современной Турции. Предполагаю собственно турецкий компонент был не выше 12-15%. Тем не менее благодаря адекватной политике удалось создать достаточно устойчивую многовековую империю. Это произошло благодаря ассимиляции покоренных этносов. Русские не были так многочисленны как сейчас(116млн в России). Но благодаря ассимиляции собственному высокому демографическому потенциалу сейчас они контролирую огромную часть Евразии. Русские наиболее крупный белый европейский расовый тип. И русские, и турки достаточно гомогенны и гетерогенны одновременно. Сохраняя национально генетический тип они не чуждаются межэтнических браков и всегда русский и турецкий дух преобладает в детях. Они становятся русскими. Русские и турки практически неассимиллируемы.

Казахи - достаточно закрытая нация. Межэтнические браки составляют по 3.5% по мужчинам и женщинам. Большая часть детей от смешанных браков еще в советское время давали казахов. Хотя городские шалаказахи были явно русскоязычными. Этот невысокий процент не сильно сказался не росте числа казахов. Казахи Узбекистана быстро ассимилируются с узбеками, казахи России татарами и русскими. Однако процесс ассимиляции казахами Казахстана других этносов начался и он начался с ассимиляции уйгуров. За последние 10 лет (1999-2009) уйгуры выросли только 7% ,тогда как их прирост должен был составить более 20%. По-видимому этот процесс начался у узбеков. Уйгуры и узбеки прошли стадию предассимиляции - казахским владеют около 80% этих этносов. Казахская культурно-политическая как и демографическая при сохранении ею независимости приведет к ускорению интеграции этносов с казахской нацией. Быстрый отток русских, украинцев и белорусов, а также немцев привело образованию зон казахского языкового доминирования. Казахи стали относительно доминировать и в городах. Растет казахская инфраструктура.

Мы наблюдаем снижение численности учащихся по всем языкам обучения в 2003-2008 годы. Начиная с 2009 начинается рост учащихся с казахским языком обучения. В то же время сокращается число обучающихся на русском и узбекском и уйгурском языках. Соответственно идет сокращение по университетам, где сокращается количество групп с русским языком обучения и растет количество групп с казахским языком обучения.

Dinasty - the consolidated part elite in the Middle Ages.В середине 15 века наметилось и осуществилось разделение двух братских династий- шейбанидов и орысхановцев. Рутинный конфликт закончился поединком, а поединок закончился смертью одного из участников конфликта. Конфликт привел к разрыву междинастийной консолидации, единый узбекско-казахский народ разделился на две враждующие династии и две самостоятельные нации. Сперва откочевали в пределы враждебного государства казахи ,на исторической родине остались узбеки. Затем обстановка переменилась стала превалировать казахская доминанта. Теперь узбеки вынуждены были ретироваться на территорию современного Узбекистана. Узбеки стали оседать и консолидироваться с местным тюрко-и персоязычным населением. Политическая власть находилась и самоназвание обеспечивали узбеки, но культурная среда испытывала сильное влияние персоязычности, точнее таджикского языка. Династия орысхана, точнее потомки Осек султана, т.е. казахи смогли консолидироваться с ногаями и кыпчаками, тогда превалировшими. Казахская элита оказалась продуктивной, предстояли взлета казахской идентичности и казахской государственности.

 

Источник: "ЦентрАзия"http://www.centrasia.ru/news.php?st=1360659420

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Мурадыл Ганиевич Мадеминов

Мадеминов Мурадыл Ганиевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
175 см

минимальный рост полицейского в Казахстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30