Власти КНР с начала наступающего года откажутся от политики «одна семья – один ребенок» и позволят парам, которые отвечают определенным критериям, родить второй раз. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) поддержал либерализацию семейного планирования, а также предложение о ликвидации системы трудового перевоспитания. Еще более серьезным экономическим стимулом может стать увеличение пенсионного возраста. Эти решения принимаются на фоне повышения уровня жизни в стране. По данным экспертов, за последние шесть лет на три четверти сократилось число людей, находящихся за чертой крайней бедности.
Второго ребенка разрешат иметь тем парам, которые состоят в браке и где хотя бы один из супругов не имеет ни братьев, ни сестер, заявил секретарь Национального комитета по вопросам здравоохранения и планирования семьи Ян Вэньчжуан. Это одно из наиболее громких слагаемых внушительного пакета экономических и социальных реформ, одобренного ЦК КПК в прошлом месяце. Ранее не уточнялось, когда именно будет положен конец политике «одна семья – один ребенок», начатой в 1980 году для контроля за численностью населения Китая, с 1949 по 1976 год увеличившегося почти в два раза, с 540 млн до 940 млн. И вот теперь ясно, что в некоторых районах КНР это произойдет уже в первом квартале 2014 года.
Жесткая демографическая политика, проводившаяся более 30 лет, дала результаты. Прирост наседения упал с 1,25% до 0,49%, и ныне эта тенденция чревата кризисом на рынке рабочей силы. Трудоспособное население сокращается, нация стареет. Между 2010 и 2030 годом число занятых в экономике может уменьшиться на 67 млн: в 2012 году оно сократилось на 3,45 млн, а после 2023-го рынок труда будет терять по 8 млн человек ежегодно. «Если продолжить текущее планирование семьи, рождаемость по-прежнему будет снижаться, что приведет к резкому падению общей численности населения по достижении пика», – пояснил на встрече с депутатами министр Национального комитета по вопросам здравоохранения и планирования семьи Ли Бин.
Демограф Фуданьского университета Ван Фэн предвидит, что благодаря реформе в каждый из ближайших трех лет родится на 1–2 млн китайцев больше. К беби-буму готовятся медицинские и образовательные учреждения. Власти настраиваются на рост населения, составляющего 1,35 млрд человек, до 1,38 млрд к 2015 году, 1,43 млрд к 2020-му и 1,5 млрд к 2033-му. О том, чтобы и вовсе отменить планирование семьи, говорить пока не приходится. «В Китае все еще большое население. С этим связаны многие экономические и социальные проблемы, – констатирует депутат ВСНП Цзян Фань. – Мы не можем пойти на риск и оставить рост населения без контроля».
Между тем ПК ВСНП на шестидневной сессии, стартовавшей в понедельник, поддержал и другую инициативу ЦК КПК – о ликвидации трудового перевоспитания, что также являлось важной частью ноябрьского пакета реформ. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на китайские СМИ, депутаты отметили «важность роли трудовых лагерей в вопросе поддержания общественного порядка и исправления правонарушителей», однако признали, что историческая миссия этих учреждений подошла к концу. На смену системе, базирующейся на принципе «перевоспитание через труд» и позволяющей без суда и следствия помещать людей в лагеря за незначительные правонарушения, пришли иные исправительные методы, законы и правила. Трудовые лагеря в КНР существуют с 1957 года.
Кроме того, Китай впервые с 1950-х годов планирует повысить пенсионный возраст, передает Bloomberg. По словам замминистра человеческих ресурсов и социальной защиты Ху Сяои, он будет увеличиваться постепенно: сейчас женщины в основном выходят на пенсию в 50 лет, мужчины – в 60, к 2020 году к этим показателям прибавят еще примерно по пять лет. «При правильной государственной политике многие люди охотно согласятся работать дольше», – считает Чан Цзянь, специалист Barclays по китайской экономике (Гонконг). Это даже более серьезный экономический стимул, чем отказ от принципа «одна семья – один ребенок», полагает она.
Изменения в социальной политике происходят на фоне рывка, который Китай совершил в борьбе с бедностью. По данным американского Института Гэллапа, уровень крайней бедности (она соответствует доходу ниже 1,25 долл. в день) в КНР упал за шесть лет на три четверти – с 26% в 2007-м до 7% в 2012 году. Достойную жизнь в Поднебесной обеспечили экономические реформы последних лет и быстрая индустриализация, связанная с урбанистическими процессами и переездом сельского населения в более благоприятные городские условия. Поднят уровень здравоохранения и образования. В целом с 1990 года из состояния нищеты вышли сотни миллионов китайцев, что повлекло общемировое падение уровня крайней бедности с 40% до 22%.
Правила комментирования
comments powered by Disqus