Экс-президент Киргизии Курманбек Бакиев теперь может вернуться на родину только в наручниках. Военный суд Бишкека не оставил ему иных вариантов. Лишение имущества и 24 года заключения.
Решение вынесено по уголовному делу, связанному с убийством в марте 2009 года бывшего руководителя президентской администрации Медета Садыркулова. Считалось, что он первым начал создавать в стране фронду, потому и был ликвидирован. Его обгоревшее тело, останки его соратника и водителя обнаружили в сожженном автомобиле. Тогда все это выдали за ДТП. Но шофер встречной машины, который якобы совершил аварию, вскоре был убит в тюрьме.
После свержения Бакиева за решетку по этому делу попали несколько офицеров МВД и Службы государственной охраны Киргизии. Суд признал, что группа была организована экс-главой госбезопасности, братом Бакиева Жаныбеком. Сейчас он получил пожизненное. В отличие от венценосного родственника, которому инкриминировали злоупотребление служебным положением, Жаныбека признали виновным сразу по нескольким статьям. Кроме организации убийства Садыркулова, это еще ряд преступлений с летальным исходом.
Приговор заочный, но обжалованию тоже не подлежит. Да и вряд ли у Бакиевых возникнет желание это делать. Они хорошо себя чувствуют в Белоруссии. И пока там правит Лукашенко, опасаться им особенно нечего, даже после этого вердикта.
Минск и прежде настаивал на том, что бывших хозяев киргизской жизни преследует исключительно из политических соображений. Теперь же его подозрения, наверное, станут еще тверже. Ведь у экспертов тоже складывается ощущение, что официальный Бишкек пришел к этому вердикту не столько для справедливости, сколько для себя.
Несмотря на то, что братья на самом деле заслуживали суда, он все-таки получился с подтекстом. По большому счету уверенность в заинтересованности главного Бакиева в устранении своих оппонентов - это основная - если не сказать единственная - улика против него. Ничего более существенного следствие ему так и не предъявило, как все еще не может оно разобраться и в степени участия экс-президента в расстреле революции 7 апреля 2010 года. В тот день во время противостояния на центральной площади Бишкека были убиты 97 человек.
Все понимают, что Бакиевы должны были цепляться за власть любыми средствами, но доказать этого не могут. Хотя теперь, очевидно, с этим будет проще. Приговором по делу Садыркулова власть создает прецедент, тестирует общество. Для него это больше чем приговор - это финал революции. Только сейчас ее можно назвать завершенной. Ведь речь идет о нравственном низложении системы, у которой в Киргизии все еще есть сторонники. С этого дня их симпатии можно считать криминальными.
Нынешняя киргизская власть, так или иначе, должна была поставить в этом деле точку. Пусть убийство Садыркулова - это лишь эпизод правления Бакиевых. Но эпизод весьма показательный, как та сожженная деревня, что привела Саддама Хусейна на виселицу.
Характерно, что в отличие, например, от Украины, судьба Тимошенко которой вызывает на Западе сочувствие, случаем с Бакиевым международное сообщество даже не заинтересовалось. Хотя при желании и здесь можно усмотреть политическую мотивацию. Может быть, потому, что приговор отдельно, а он отдельно. Кстати, чем не образец для Грузии? Перед тем, как осудить диктатора, вначале его изгнать.
Из Бишкека политолог Марс Сариев.
Шейнкман: Как вы считаете, можно ли приговор суда Курманбеку Бакиеву считать справедливым? Нет ли в нем политического подтекста?
Сариев: Я думаю, приговор справедливый. Политический подтекст, я думаю, в политике есть всегда. В целом с юридической точки зрения приговор справедливый.
Шейнкман: Как вы думаете, можно ли этот приговор для Киргизии назвать больше чем приговором, поскольку речь идет о целой системе?
Сариев: Да, я думаю, что на самом деле здесь речь не о персоналии, а о системе, которая была построена. Этот приговор как бы подводит черту, что существует порочная система, и надо переходить на качественно иной уровень. Это и сигнал населению. В принципе, элита начинает осознавать, что без системных изменений качественный скачок не произойдет.
Шейнкман: Насколько известно, в Киргизии еще достаточно сторонников если не лично Бакиева, то выстроенной им структуры. Как они отнесутся к этому вердикту?
Сариев: Да, вы правы, они, конечно, оценивают это с субъективной точки зрения, что этот приговор несправедливый. Дело в том, что сетевая родоплеменная культура, система накладывает свой отпечаток, и они воспринимают в таком ракурсе, что идет наступление северных кланов, и с Бакиевым разобрались как с проигравшей стороной.
Источник: "Голос России"
Правила комментирования
comments powered by Disqus