Издание “Islam Today” опубликовало статью под названием “Baikonur – divergence of Russia and Kazakhstan interests. Mosque in Baikonur”.
В ней рассматриваются позиции и интересы России и Казахстана по вопросу космодрома Байконур.
Как известно, накануне недавнего визита министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова в Россию МИД РФ направило Астане официальную ноту по ситуации вокруг космодрома Байконур. В этом документе, по сообщениям российской прессы, перечислялись меры, которые Москва готовится предпринять в случае несогласования Астаной всех запланированных запусков российских ракет. То был сильный демарш. И в ходе состоявшейся 8 февраля встречи В.Путина и Н.Назарбаева было заявлено, что эксперты России и Казахстана, а также руководители профильных ведомств нашли взаимоприемлемые решения по использованию космодрома Байконур.
Напомним, что повод беспокойствам Москвы дало сделанное в начале декабря прошлого года главой “Казкосмоса” Талгатом Мусабаевым заявление о том, что количество пусков ракет-носителей “Протон” с Байконура может быть в нынешнем году сокращено. На это его выступление со стороны России пошла волна реакции. Причем в некоторых заявлениях по этому случаю делаются выводы, которые могут быть оценены как далеко идущие.
К примеру, в названной выше статье говорится так: “Как сообщил “Интерфакс”, в случае передачи Байконура Казахстану начнется исход русского населения, который создаст кадровую проблему, будет иметь место нехватка квалифицированной рабочей силы”.
Разумеется, тут имеется в виду проблематика, связанная с работой космодрома и жизнедеятельностью города Байконура. Но ведь вопрос исхода русско-славянского населения из Казахстана, если посмотреть на ситуацию шире, связан не только и даже не столько с ними. Многие из тех русских, кто находится в Байконуре, являются российскими гражданами и работают на российских работодателей. Для них возвращение на родину должно быть всего лишь вопросом времени.
Настоящим же поводом для беспокойства является продолжающийся исход русско-славянского населения из Казахстана в целом. Но вот об этом как о большой не только потенциальной, но уже давно реальной проблеме для страны как-то мало стало принято говорить и писать.
Казалось бы, Казахстан является достаточно благополучной в социально-экономическом отношении страной по постсоветским меркам. Но при этом он продолжает удерживать первое место по количеству людей, выезжающих в Россию на ПМЖ среди республик СНГ. За ним в таком списке следуют такие страны, как Украина и Узбекистан, представляющиеся в социально-экономическом отношении менее благополучными. Тем не менее, по-прежнему треть иммигрантов из стран СНГ в Россию приходится на долю Казахстана. Население Казахстана сократилось с 16,9 млн. в 1991 году до 14,9 млн. в 1999 году. Это произошло главным образом вследствие уменьшения численности русско-славянских и русско-европейских народов. Но, вот недавно прошло сообщение, из которого следует, что на 1 января 2013 года численность населения Казахстана снова составила 16,9 млн. Таким образом, получается, что республика восстановила свой тот людской потенциал, который у него был перед распадом Советского Союза.
В 2000-2010 годах показатель казахстанской иммиграции составил 617,9 тысячи (4,1%), а эмиграции - 791,2 тысячи (5,3%). Таким образом, чистая миграция получилась минусовой. Иначе говоря, миграционная убыль в Казахстане за означенный период составила 173,3 тыс. Можно предположить, что такая тенденция сохранялась и за последующее двухлетие, в 2011-2012 годах. А между тем, судя по официальным сообщениям, прирост населения Казахстана с 1 января 2009 года до 1 января 2013 года составил 1 млн. 144 тысяч. Насколько такая демографическая картина представляется достоверной? Если она реальна, получается, что Казахстан переживает доселе невиданный бум рождаемости и снижение смертности. Ибо ведь сальдо внешнего миграционного баланса страны остается отрицательным уже давно. А в странах, которые потенциально могли бы дать Казахстану большое количество казахских репатриантов, численность казахов за последние годы заметно выросла. В том числе – и за счет тех, кто в свое время эмигрировал сюда, а потом вернулся обратно.
В монгольском аймаке Баян-Олгий численность казахов, составлявшая в 1991 году (когда начался их исход в Казахстан) 102 тысячи, сократилась до 75 тысяч в 1993 году (когда их репатриация на историческую родину усилилась). Но с начала прошлого десятилетия пошел обратный процесс. По состоянию на 2009 год их численность составляла уже 93 тысячи. Она, как отмечается в Монголии, восстанавливается в значительной мере за счет тех, кто возвращается из Казахстана.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая численность казахов, согласно проведенной в 2000 году переписи населения, составляла 1 млн. 250 тысяч. Сейчас она, судя по справочным данным, выросла до 1 млн. 526 тысяч.
На таком фоне, как это следует из официальных сообщений, удалось восстановить прежнюю численность жителей в Казахстане. Но, если даже это так, в ближайшие годы русско-славянское и русско-европейское население Казахстана будет продолжать уменьшаться. Большого наплыва казахов-репатриантов из Монголии и Китая не ожидается. Так что страну может ожидать лишь приток новых для нее этнических групп из прилегающих стран и регионов с избыточным населением…
Источник: zonakz.net
Правила комментирования
comments powered by Disqus