Туркменистан, традиционно соблюдающий в международных делах «позитивный нейтралитет», сейчас готовиться подписать с Афганистаном соглашение о приграничном и пограничном сотрудничестве. Несмотря на то, что 744 километра границы Туркменистана с Афганистаном укреплены неплохо, нет никаких гарантий «экспорта нестабильности».
В свете грядущего вывода войск Международных сил безопасности из Афганистана после 2014 г., «герметичный» Туркменистан скорее всего столкнется с эскалацией нетрадиционных угроз безопасности. Именно поэтому стороны готовят соглашения в сфере охраны правопорядка, предполагающее обеспечение безопасности границ и подготовку персонала. В свою очередь Афганистан в значительной степени заинтересован в туркменском газе.
Необходимо заметить, что в Туркменистане практически полностью отсутствует оппозиция. Только в декабре прошлого года впервые за постсоветский период в этом государстве прошли альтернативные выборы в парламент. Реальной оппозиции правящей власти в Туркменистане нет. В этой ситуации возможность трансформации политического режима связывается не с партийной борьбой и выдвижения ими элит, а с угрозой распространения религиозного экстремизма.
Кстати, в бытность президентом Сапурмурата Ниязова, Туркменистан имел в целом хорошие отношения с афганскими талибами и муллой Омаром, в частности. Значительную роль в этом сыграл Пакистан, а экономическим фундаментом послужил план сооружения газопровода ТАПИ. Однако вооруженные конфликты между силами Туркменистана и талибами в 1990-е гг. имели место быть.
Сейчас, по мнению ряда экспертов, концентрация на территории афганских провинций, граничащих с Туркменистаном боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и Талибана создает реальную угрозу безопасности Туркменистана. Главным плацдармом для их деятельности служит пограничная провинция Фарьяб, где живет много этнических туркменов, в том числе негативно настроенных к официальному Ашхабаду. Иными словами, на границе Афганистана и Туркменистана сформированы анклавы недовольных правящим режимом лиц, в том числе и молодежи, готовых с оружием в руках бороться против власти Г. Бердымухамедова.
Действия туркменских властей в этой связи будут направлены на недопущение т.н. «таджикского сценария», согласно которому боевики из ИДУ проникают на территорию государства, налаживают каналы получения фальшивых документов, ведут агитационную и подрывную работу среди населения.
Именно опасениями Туркменистана по этому поводу и следует объяснять более активную позицию государства в вопросах пограничного и приграничного сотрудничества с Афганистаном. Напомним, что Туркменистан в марте прошлого года в Казахстане также принял довольно деятельное участие в обсуждении вопросов защиты границ региона на афганском направлении. И все же, думается, что Туркменистану будет сложнее противодействовать нетрадиционным угрозам безопасности из Афганистана, хотя бы потому что эта страна не входит в Организацию Договора о коллективной безопасности. С точки зрения процессов обеспечения коллективной безопасности Туркменистана, как и любого другого государства Центральной Азии, международная организация всегда более эффективный механизм, нежели договоренности отдельных государств.
Однако такое положение дел вовсе не лишает окончательно Туркменистан возможности наладить конструктивное взаимодействие с ОДКБ, а также со своими соседями, в том числе и с Афганистаном.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
Экспорт афганской нестабильности угрожает и Туркменистану
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
117
место занимает Кыргызстан по уровню развития инноваций
Правила комментирования
comments powered by Disqus