Конфликты на таджико-кыргызской границе приобретают характер военных действий.
Стрельба без правил
Впервые в пограничном противостоянии были использованы минометы и гранатометы, не стоящие на вооружении пограничников, задействованы снайперы. Так отреагировали таджикские пограничники на продолжение строительства кыргызской стороной дороги Кок-Таш – Ак-Сай в обход таджикской территории.
Как отмечают в пограничном ведомстве Кыргызстана, работы проводились «в пределах территории, используемой кыргызскими гражданами и, согласно подтверждающим документам, принадлежащей Кыргызской Республике».
11 января около 11.45 наряд пограничных войск ГКНБ Таджикистана в количестве 3-х военнослужащих прибыл к месту строительных работ, к головному водозаборному сооружению, с требованием о прекращении работ. При этом таджикские военнослужащие вели себя крайне вызывающе и угрожали применением силы. Затем таджикские пограничники покинули место событий, но уже в 12.00 туда прибыли 40 военнослужащих ПВ ГКНБ РТ.
– Кыргызские пограничники потребовали покинуть территорию Кыргызской Республики. В ходе словесной перепалки майор ПВ ГКНБ РТ, зарядив свой пистолет, приставил его к виску одного из пограничников Кыргызской Республики – заместителя начальника Баткенского пограничного отряда – после чего командир подразделения спецназа ГПС КР «Бору» старший лейтенант Изат Буйлашев потребовал от таджикского пограничника прекратить подобные действия, в ответ майор произвел прицельные выстрелы в Буйлашева, ранив его в область живота. После произошла перестрелка, в ходе которой таджикской стороной был применен миномет (зафиксировано более семи выстрелов из миномета, на местности имеется шесть воронок от взрывов и одна неразорвавшаяся мина). Перестрелка и минометный огонь длились около 45 минут, – отмечают в Погранслужбе КР.
На место инцидента незамедлительно прибыл начальник Баткенского пограничного отряда полковник Улан Шаршеев и, встав на линии огня между военнослужащими Кыргызстана и Таджикистана, добился прекращения перестрелки. После на место инцидента был вызван начальник Исфаринского пограничного отряда Таджикистана подполковник Ханифов, по прибытии которого начались переговоры сторон.
Нет конфликтов без причин
Почему в последнее время участились конфликты на границе именно с участием военнослужащих с обеих сторон, с применением огнестрельного оружия и даже артиллерийским вооружением, как это было во время последнего, «Регион. kg» поинтересовался у экс-замглавы Госкомитета нацбезопасности генерал-майора Артура Медетбекова.
– Необходимо начать с того, что с развалом Советского Союза каждая страна обрела государственные границы. Но поскольку до этого они имели значение как административные, то и оказалось много спорных участков, которые до сих пор остаются не делимитированными. Соответственно, этот вопрос стоит очень остро. И при попытках его разрешить всегда возникали споры. И пока он не будет решен, конфликты так и будут продолжаться.
Применение огнестрельного оружия пограничными нарядами увеличилось в последние два года. Это связано с тем, что пограничной полосе каждая страна: и Кыргызстан, и Узбекистан, и Таджикистан – начали уделять особое внимание. И не только процессам делимитации и демаркации, но также придавать значение всякого рода международным экстремистским группам, контрабанде товаров, наркотиков. И этот фактор сильно повлиял на то, что охрана границы должна обеспечиваться полномасштабно. В этом аспекте ставится задача при возникновении каких-то нестандартных ситуаций применять оружие в рамках закона. Следует отметить, что пока в стране нестабильность в приграничной зоне, вопросам, связанным с рубежами, и особенно спорным территориям необходимо уделять особое внимание. Понятно, что никто не хочет уступать и сантиметра земли, но необходимо мирно, путем переговоров эту проблему разрешить.
Есть человеческий фактор, когда оружие в руках офицеров и солдат бряцает, некоторые из военных под действием эмоций в целях провокации иногда допускают применение оружия. А маленькая искра приводит к серьезным вооруженным конфликтам. И ситуация, происшедшая на аксайском участке тому подтверждение.
Проблемы на данном участке начались еще в прошлом году. И знали, что со стороны Таджикистана идет подтягивание вооруженных отрядов спецназначения. Знали, что в случае продолжения нами строительства дороги в обход их территории, некоторые недоброжелатели могут провоцировать нас. И это случилось. Они считают, что мы строим дорогу на земле, которая может после делимитации отойти к ним. Но интересно, что это произошло после визита нашего вице-премьера по безопасности Мамытова, который говорил, что решал этот вопрос с таджикским коллегой. Но оказалось, что это блеф?
«Регион. kg»: Так, может, с целью дискредитации руководства стран и было это сделано?
– Допускаю, что есть руководители ведомств, которые могли допустить или спровоцировать на такие действия подчиненных, чтобы показать свою силу. Использование минометов говорит о том, что в отношении Кыргызстана они применили военную угрозу. Также целью могло быть предупреждение, что если мы и в дальнейшем будем что-то делать без их согласия, то они могут дать силовой отпор. Это угроза стабильности и безопасности Кыргызстана. Потому что это не была «обычная» перестрелка.
Однако, думаю, это было допущено не государством или правительством Таджикистана, а решением местного уровня, когда, поддавшись эмоциям, применили минометы и т.д. С другой стороны, учитывая объем контрабанды товаров народного потребления, топлива, наркотиков, люди, их контролирующие (в том числе и чиновники, сотрудники правоохранительных органов) тоже могут быть не заинтересованы в мирном разрешении вопроса, а, возможно, идет передел.
«Регион. kg»: Некоторые эксперты, говоря о «факторе 2014», отмечают, что угрозы следует ждать не с Афганистана, а именно от нерешенности вопросов границ, наличии различных группировок внутри стран. Так, может, это первый звонок?
– Мы видим, что Запад имеет очень большую заинтересованность именно в разрушении ОДКБ, ШОС, а наши государства являются членами этих организаций (за исключением Узбекистана, остановившего членство в первой). Поэтому республики являются потенциальными объектами для раскручивания сирийского, югославского сценариев. Наши государства представляют геополитический интерес, находясь в близости к Афганистану. Также не надо скидывать со счетов, что такие события на границе происходят, когда и Кыргызстан, и Таджикистан собираются входить в Таможенный Союз, Евразийскую экономическую организацию. И в то же время идет противостояние между крупными державами – США, Россией и Китаем. Поэтому среднеазиатские республики являются удобными объектами для проверки сил и средств, чтобы расколоть взаимное членство в ОДКБ и ШОС. Но не думаю, что происшедшая перестрелка была организована ими. Дело в том, что в СМИ в последнее время появляется очень много информации о том, что приграничные вопросы до сих пор не решены, и что страна должна не отдавать ни метра земли соседу. Таким образом подготавливая морально и психологически население к возможным конфликтам на границе.
«Регион. kg»: В сети пользователи возмущаются, что наша сторона только и делает, что ведет переговоры, а не отвечает адекватно. На ваш взгляд, правильно ли мы поступаем?
– Мы все прекрасно знаем, любая война заканчивается миром только путем переговоров. И потом, пожар легче предупредить, чем потушить, и в этом аспекте необходимо всеми возможными мирными инструментами разрешить проблемы. Но возникает один нюанс. Когда по нам стреляют из минометов, мы можем дать адекватный ответ в целях защиты. Но к чему это приведет? Все понимают, что это может послужить возникновению больших военных очагов и военных конфликтов, пострадают люди, а выиграют только недруги. Но, с другой стороны, постоянно молчать, когда дают по носу тоже невозможно. Однако, считаю, что длительных вооруженных конфликтов не будет. Большой конфликт не нужен ни одной из стран, поскольку в них сильны внутренние противостояния, нестабильное положение, высокий процент миграции, безработица и т.д., но мелкие стычки, в том числе и с применением огнестрельного оружия будут, пока мы не решим проблемы делимитации и демаркации границ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus