Зайдите в одну из многочисленных в Бишкеке мясных лавок, рекламирующих себя как «халяльные», и спросите, что означает это слово. В ответ вам, скорее всего, пожмут плечами и укажут на вывешенное на стене свидетельство. В Кыргызстане, где быстрыми темпами растет соблюдение исламских традиций, наблюдается мало согласия в том, что касается приготовления мяса в строгом соответствии с религиозными канонами.
Традиционно слово «халяльный» относится к «разрешенным», «законным» продуктам, признаваемым исламским законом, запрещающим верующим употреблять в пищу свинину и предписывающим осуществлять забой строго определенным образом. Во многих мусульманских странах имеется национальный стандарт соответствия этому требованию, согласованный с властями, духовенством и производителями халяльной продукции. Кыргызский закон дозволяет физическим лицам и предпринимателям выпускать собственные халяльные сертификаты, а халяльному отделу при министерстве экономики предписывается обеспечивать соблюдение установленного стандарта.
В действительности же упомянутый отдел не имеет особых полномочий, поведал EurasiaNet.org руководитель департамента Алмаз Кайырбеков. По его словам, в его ведомстве пользуются малазийскими стандартами «халяль», которые являются «современными и заслуживающими доверия». Однако когда у чиновников появятся полномочия обеспечивать соблюдение этих стандартов, и какие карательные меры будут грозить нарушителям, «точно еще не известно, поскольку все эти вещи пока находятся на стадии разработки».
Запутывает значение термина «халяльный» еще и наличие в Кыргызстане двух соперничающих между собой – и не слишком ладящих между собой – религиозных органов с двумя разными названиями. Один из них – Исламский центр религиозно-научных и медицинских исследований, существующий при Минэкономики и пользующийся малазийским стандартом. Другой – санкционированное властями Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) (муфтият), поддерживающий Евразийский стандарт «халяль». Представители муфтията указывают на то, что Евразийский стандарт предусматривает отступление от норм в отношении конины, широко потребляемой в Центральной Азии. Конина не является строго «харамным» («запрещенным») продуктом, но в других мусульманских странах на ее употребление в пищу порой смотрят с неодобрением.
В этой запутанной ситуации имеется широкий спектр пищевых продуктов, продающихся под маркой «халяльных» – или иногда обозначаемых широким термином «мусульманские». Однако недостаточное понимание исламского закона приводит к тому, что даже объявленная вне закона свинина, по имеющимся сведениям, в итоге оказывается на прилавках Бишкека в составе так называемых халяльных продуктов. По этой причине такие верующие, как Карина Хаджимурадова зачастую полагаются в выборе продуктов для своего стола не на сертификаты, а на людскую молву.
«Я стараюсь не нарушать требований халяль, но для этого производители должны быть честными с потребителями», – говорит Карина Хаджимуратова – верующая молодая женщина чуть за двадцать. Ее утешает только возможность получить прощение по исламскому закону: «В исламе если съешь что-то, что считаешь халяльным, а на деле это оказывается не халяльным, то это не является грехом».
Противоречия между Исламским центром и муфтиятом нередко приводят к публичным конфликтам. Так, например, в 2012 году Исламский центр обвинил муфтият в «незаконной выдаче сертификатов соответствия «халяль» компании по выпуску колбасной продукции, производимой из американских кур. Хотя в Кыргызстане отсутствует имеющий законную силу стандарт халяльной продукции, это обвинение вызвало на тот момент небольшой скандал. Компания и поныне производит халяльную колбасу, муфтият по-прежнему объявляет продукцию халяльной, а Исламский центр по-прежнему возражает против этого.
Некоторые скептики считают, что два этих органа специально наводят тень на плетень в определении данного термина в попытке контролировать потенциально прибыльный процесс сертификации продукции и взимать плату за лицензирование с производителей, желающих поставить на своей продукции официально выглядящее клеймо. Эти подозрения подпитываются почти постоянными коррупционными скандалами в муфтияте, шестеро муфтиев которого за последние четыре года с позором лишились занимаемых постов.
Разработают ли власти Кыргызстана соответствующий официальный механизм или нет, но председатель Центра развития халяль индустрии Кыргызстана при ДУМК Мыктыбек Арстанбек полагает, что намерение республики вступить в возглавляемый Россией Таможенный союз в итоге заставит Кыргызстан принять Евразийский стандарт «халяль». Использование муфтиятом этого стандарта уже ставит муфтият в стратегически выгодное положение, дающее возможность сертифицировать продукцию для экспорта в Россию, Беларусь и Казахстан, где также используется Евразийский стандарт. Мыктыбек Арстанбек полагает, что сделанный муфтиятом выбор станет стандартом, которому станут доверять потребители.
Карина Хаджимуратова не убеждена в этом. «Никогда нельзя быть на 100 процентов уверенным, что то, что ты ешь, является халяльным, – говорит она. – Иногда просто приходится доверять с закрытыми глазами».
Правила комментирования
comments powered by Disqus