С каждым годом все активнее педалируется вопрос строительства мечетей в Москве. Организаторы несостоявшегося «миллионного» митинга против «кавказофобии» называли эту проблему одной из основных, по их мнению, мусульманам не дают строить мечети в столице и должным образом отправлять свои религиозные обязанности. Корреспондент «Ридуса» разбирался, насколько честны подобные утверждения.
Ответ очевиден
Москва действительно уже неоднократно заявила о том, что мечетей в столице предостаточно. Более того, проблема нехватки площадок для намаза – суть следствие засилья нелегальных трудовых мигрантов, о чем говорят результаты «соцопросов», проводившихся полицейскими посредством проверки документов. По словам столичного градоначальника, согласно таким «исследованиям» в районе соборной мечети на Олимпийском проспекте, 80 процентов – «нелегалы».
Таким образом, для легально проживающих в Москве мусульман храмов абсолютно достаточно, а строить их для нелегалов – «это уже перебор»…
Исходя из этого, столичные власти сделали вывод, что строительство мечетей, кроме тех, что уже существуют, совсем не обязательно. Если решить проблему нелегальной трудовой миграции, считает большинство экспертов, то проблема нехватки мечетей отпадет сама по себе. Вопрос, официально вроде бы закрыт, хотя своей участи еще ждут проекты строительства мечети имени Ахмата Кадырова в Южном Бутово и мечети имени Имама Шамиля.
Солидарную точку зрения с мэром Москвы высказал и лидер воссозданной на базе «Конгресса Русских Общин» партии «Родина», депутат Госдумы от ОНФ Алексей Журавлев. «Я смотрю на этот вопрос так же, как смотрит на него Сергей Семенович Собянин, – отметил депутат в комментарии «Ридусу». – Считаю, что мечетей в Москве быть не должно… кроме тех, что уже существуют». По его словам, разговоры о нехватке мечетей, нагнетаются намеренно.
Впрочем, существует совершенно иная позиция. В частности, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов полагает, что именно строительство новых мечетей во многом сможет решить социальную сторону проблемы. Он уверен, что традиционный муфтият, сможет контролировать поток миграции из Средней Азии, только построив новые, подконтрольные традиционному муфтияту мечети, которые могли бы стать центрами адаптации приехавшего в Россию мигранта и где проповедь можно держать под контролем. При этом Крганов не забыл уточнить, что экономическая сторона вопроса, в частности, вопрос размещения этих мигрантов является проблемой Москвы.
Однако Алексей Журавлев в пух и прах раскритиковал подобное мнение. «Это такая пассионарная подача с навязыванием иных каких-то ценностей, – уверен депутат. – Считается, что если мы будем строить официальные мечети, то не появятся подпольные, то будет больше порядка, но, на мой взгляд, это неправда, для мусульман легально проживающих здесь и платящих налоги, вопрос с недостатком мечетей не стоит».
Под «пассионарной» подачей, очевидно, имеется в виду комментарий имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова, который заявил, что мечетей в Москве должно быть не менее ста. «Если в городе было бы сто мечетей в разных районах, вместимостью от пяти до десяти тысяч человек, я думаю, тогда мусульмане-москвичи чувствовали бы себя достаточно комфортно», - считает имам.
В партии «Родина» категорически не согласны с подобной позицией: если строить, сколько хотят те, кто хочет строить, Москва быстро станет мусульманским городом. А для местных жителей исламизация, что естественно, напрямую ассоциирована с террористической и иными угрозами. Да и звуки азана, призыва к утренней молитве, звучащие с остроконечного минарета в окне, мало прельщают москвича…
Руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по межнациональным вопросам в молодежной среде Вениамин Роднянский так же считает, что обсуждаемая проблема изрядно преувеличена и является, скорее, предметом политического торга: «Глупо было бы отрицать, конечно, что в Москве очень много мусульман и еще глупее – не обращать внимания на волнующие их вопросы. Но на самом деле, разговоры о нехватке мест для исполнения своих духовных потребностей пошли не так давно. А именно, когда в Россию начали бесконтрольно прибывать толпы трудовых мигрантов, которые и стали составлять в большинстве своём ту критическую массу недовольных. Причём, стоит отметить, власти Москвы прилагают все усилия для того чтобы разрядить эту ситуацию».
Аргументы эксперта вполне подтверждаются недавним предложением московских властей, предоставить для массовых молитв во время двух крупнейших мусульманских праздников Ураза Байрам и Курбан Байрам заранее подготовленные и адаптированные площади парковых зон.
Однако эти предложения нещадно отметаются. Последние годы мы наблюдаем, как разрастается масса молящихся в крупные исламские праздники. Такое происходит обычно у спорткомплекса «Олимпийский», на Поклонной горе и на Новокузнецкой. В то время как остальные столичные мечети остаются даже в эти дни весьма малолюдными. Если присмотреться в таком столпотворении верующим, становится очевидным то, что многие из них имитируют чтение молитвы. И это не спроста. Как говорят сами верующие, директивы посетить в такой-то день, такую-то мечеть, поступают к ним от самого духовного представительства мусульман…
«О своих гражданах нужно заботиться в первую очередь, – заключает Вениамин Роднянский. – В том числе о своих мусульманах. А именно чтобы из-за незаконно прибывших и чьих-то чрезмерно меркантильных запросов не страдали их интересы и люди спокойно могли молиться в привычных исторических местах».
Раскольный муфтият
Религиовед Роман Силантьев считает, что главная причина означенной проблемы – «наличие у нас председателя Совета муфтиев Европейской части России Равиля Гайнутдина и его муфтията», которых эксперт назвал «мусульманскими раскольниками». По мнению религиоведа, «ветер дует именно с этой стороны».
За 25 лет своего пребывания в Москве, по словам Силантьева, Гайнутдин не только ни одной мечети не построил, но и наоборот снес одну. «Строительство мечети в районе мусульманского кладбища около Третьего транспортного кольца по некоторым оценкам бойкотировал именно он», - поясняет Силантьев. Запрет строительства, по его словам, связан с тем, что мечеть хотели построить выходцы с Северного Кавказа, в обход него.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов в комментарии «Ридусу» так же отметил неоднократное «блокирующее» вмешательство Равиля Гайнутдина при обсуждении строительства мечетей.
Он всегда был против того, чтобы в Москве появилась не подчиняющаяся ему мечеть, считает эксперт и приводит пример того, как пользуясь своим влиянием на предыдущего мэра столицы Юрия Лужкова, Гайнутдин «заморозил» строительство мечети на юго-западе Москвы, под протекторатом Председателя Центрального ДУМ России Талгата Таджутдина.
Собственно руководству города этот конфликт интересов в мусульманской среде мало интересен. И как до этого Правительство России забрало у муфтията квотирование на поездки в хадж, которое сейчас курирует зампредседателя Совета Федерации по международным делам Ильяс Умаханов, так и контроль над пятью основными мечетями, очевидно, будет осуществляться уже с менее зацикленными на собственных властных и экономических интересах людьми…
Таким образом, строительства новых мечетей в Москве все-таки не предвидится, а вот вопрос наведения порядка в исламской духовной среде, очевидно, уже назрел давно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus