ИРА стала для них удобной площадкой для влияния как на Китай, так и на всю Центральную Азию
Фраза высокопоставленного чиновника чаще всего становиться поводом для аналитических рассуждений. Однако бывает и иначе – причиной размышлений экспертного сообщества оказывается то, о чем та или иная фигура умолчала.
В этом смысле показательна недавняя встреча глав генштабов стран НАТО, которая стартовала в Брюсселе, где обсуждалась миссия международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. В числе прочих, там выступал глава военного комитета НАТО, генерал Кнут Бартельс. Говорил он о многом. Про предстоящий сложный год, новые вызовы, о приверженности сил коалиции задаче стабилизации ситуации в ИРА, и много другом. Но парадокс в том, что вояка так ничего и не сказал про предстоящий вывод американских войск из Афганистана, хотя сама логика процесса, казалось бы, подталкивает хотя бы к упоминанию этого момента. Однако для высокопоставленного натовского чиновника этой темы как будто и нет вовсе.
Более того, генерал сказал, что деятельность МССБ будет продолжаться и после 2014 года, и поведал о подготовке программы новой миссии в Афганистане!
– То, что они (гринго – прим.авт.) там остаются, сегодня уже почти не вызывает никаких сомнений, – комментирует «Вести.kg» немногословность Бартельса, глава Центра перспективных исследований Сергей Масаулов. – Вопрос лишь в том, в какой форме. Или численность войск сократиться, а оставшаяся будет поддерживать порядок с территории своих баз, или ответственность за сохранение стабильности возложат на местную армию и полицию, но американские солдаты все равно задержатся. Вашингтон не может себе позволить уйти из Афганистана. Это будет геополитическое поражение уровня Вьетнамской войны. Вывод сил американской армии означает утрату влияния на Центральную Азию и Китай, плюс невозможность вести дальнейшую нарковойну против России и Европы, на чем неплохо наживаются американские офицеры, находящиеся в ИРА. Кроме того, если силы МССБ удалятся, то автоматически исчезает препятствие для окончательного превращения Ирана в региональную державу, а это, в свою очередь, повлечет ухудшение отношений между давним союзником США – Саудовской Аравией.
Но каким образом янки, оставаясь в Афганистане, могут влиять хотя бы на наш регион, вообще, и на КР в частности? По мнению Масаулова, для этого у Америки есть отлаженный инструмент.
– Все исламистские движения, типа того же ИДТ, созданы, управляемы и формируемы Западом, – рассуждает он. – Здесь, кстати, есть еще один любопытный момент – проблема утилизации последствий того или иного проекта. Куда девать прикормленных людей, которые продолжают говорить то же, что и прежде? Более того, сама афганская армия, несмотря на сотни миллионов долларов, вложенных в ее создание, показывает полную неэффективность, будучи раздираема межэтническими противоречиями. Таджики, например, отказываются проводить операции в тех ил иных зонах, где живут пуштуны, опасаясь, что те потом будут мстить. Все это вкупе создает комплекс условий, намертво блокирующих возможность окончательного ухода американских войск из Афганистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus