На протяжении ряда лет государством проводится работа по оценке, предотвращению и профилактике проявлений экстремизма и радикализма. Частично эта работа оказалась успешной, дала положительные результаты и оценивается как удовлетворительная, однако существует ряд факторов, который препятствует комплексному подходу государства в этой сфере, в числе которых исполнение разрабатываемых программ и механизмов взаимодействия с мусульманской общиной и неправительственным сектором в целом.
Между тем, следует отметить, что опыт Кыргызстана в разработке различных программ и концепций в сфере противодействия экстремизму, радикализму и терроризму может быть востребован в странах Центральной Азии, в то время как практический опыт силовых структур в сотрудничестве с мусульманскими организациями по профилактике этих явлений также заслуживает внимания экспертного сообщества и заинтересованных организаций.
В 2009 году Государственным агентством по делам религии при правительстве Кыргызской Республики была разработана стратегия государственной политики в сфере религии на 2009-2015 годы, где основной компонент отводился мерам повышения эффективности взаимодействия госорганов и институтов гражданского общества, включая Духовное Управление Мусульман Кыргызской Республики.
Одна из основных задач – выработка новых методов профилактического характера в идейном противодействии идеологии радикализма, с информационным сопровождением и подготовкой научно-методологической базы на основе различных ВУЗов КР (факультетов религиоведения, теологии), ДУМ КР. Координатором с реализации стратегии являлось Госагентство по делам религии при правительстве КР.
Реализация данной концепции должна была осуществляться в соответствии с Указом Президента КР от 18.02.2009 года №115 «О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, которым обозначались задачи и меры по пресечению деятельности террористических организаций.
В данной стратегии был разработан и утвержден план взаимодействия и проведения совместных мероприятий госорганов – МВД, ГКНБ, ГУИН, Агентство по делам религии КР, Министерства образования и науки КР, Генпрокуратуры, Местных Территориальных Управлений, областных органов власти, Мэрии г. Бишкек, сельских управ, а также ДУМ КР, РПЦ, и НПО на 2010 год по профилактике терроризма и экстремизма.
Однако реализация стратегии была приостановлена после проведения 3-4 вполне успешных инициатив в Бишкеке и Чуйской области, где при содействии государства, представителей муфтията и исламских НПО были проведены встречи и разъяснительные беседы с радикально настроенными группами верующей молодежи и отдельных джамаатов.
В частности, события в 2010-2011 гг. в Казахстане, где группы террористов начали открытое противодействие власти, привели к тому, что с территории этой страны в результате действий спецслужб стали выдавливаться на территорию Кыргызстана целые группы верующей молодежи, носителей крайне радикальной идеологии такфиризма (обвинение в неверии) и джихадизма.
Безусловно, следует отметить довольно высокий потенциал спецслужб Казахстана по тотальному противодействию терроризму, однако чрезмерно жесткие меры пресечения этих явлений приводят лишь к оттоку террористов, как явных так и потенциальных из этой страны, что, в последствии, не исключает их возврата в будущем с более радикальными намерениями.
Всплеск несвойственной Кыргызстану радикальной и террористической активности пришелся как раз на 2010-2011 гг., когда в Бишкеке были предотвращены теракты и ликвидированы вооруженные группы, связанные с казахским подпольем. Следует напомнить, что ранее террористические акты были связаны с деятельностью Исламского Движения Восточного Туркестана и были направлены против Китая и бизнесменов КНР. Террористические акты против государства, его политики, а также спецслужб страны – было явлением новым и имевшим исключительно казахстанское происхождение и влияние. Тем более, что по данным ГКНБ КР, Джейшуль-Махди и Джунд аль Халифат, группы объединенные не только идеологией и прочными связами, но и вообще являются частью Союза Исламского Джихада, действующего на территории Пакистана и Афганистана.
ГКНБ КР, совместно с Госкомиссией по делам религий и муфтиятомв срочном порядке были проведены разъяснительные и профилактические работы в верующей среде, которые можно оценить как своевременные и успешные.
Одновременно с этим, Аналитический Центр «Prudent Solutions» при содействии теологической группы Исследовательского Центра «Религия, Право и Политика» провели исследование в 2011 году в группах и джамаатах мусульманской общине на предмет отношения к государственной власти, сил правопорядка и спецслужб. («Отношение мусульманской общины Кыргызстана к государственному устройству и системе власти». Результаты опроса, анализ и рекомендации. 2012 г. Доступно по закрытой подписке.)
Опуская детализированные результаты и развернутый анализ, следует отметить, что сейчас в мусульманской общине Кыргызстана причин для радикального и непримиримого отношения к государству, институтам власти и силовым структурам нет. Безусловно, оценка власти как таковой с религиозной точки зрения дифференцирована в зависимости от принадлежности мусульман к Даваат Таблиг, Хизбут-Тахрир, салафитским джамаатам и суфийским группам. Однако причин для радикального отношения к власти, и самое главное идейных установок на противодействие властным структурам не отмечено.
Исключение составляют джихадистские группы, связанные международной террористической сетью, однако их негативное отношение обусловлено общими задачами в Центральной Азии, установкой на военный джихад против любого светского правления, либо малейшего несоответствия их истинным либо реальным целям. Но даже они не располагают реальной аргументаций в пользу джихада в отношении правительства либо силовых структур Кыргызстана. Если они и существуют, то имеют либо общую аргументацию о религиозном предписании джихада, либо носят личностный характер – в случае если родственники либо члены той или иной группы пострадали от действий спецслужб Кыргызстана.
Отсутствие объективных причин для радикализации, экстремизма или терроризма в Кыргызстане объясняется не столько отсутствием препятствий для отправления и соблюдения религиозных норм и обрядов, а сколько отсутствием вообще сколь-нибудь значимого контроля за работой религиозных организаций, движений или групп, за исключением тех, кто замечен в экстремистской и террористической активности. В этом отношении ГКНБ Кыргызстана работает не редко на опережение, благодаря чему только за прошедший год удалось предотвратить череду терактов и законодательно запретить деятельность целого ряда террористических организаций и деструктивных организаций.
В частности, решением Первомайского районного суда г. Бишкек от 24 октября 2012 года организации «Жайшуль Махди», «Джунд аль Халифат», «Ансаруллох» («Ансару Аллах») и «Ат-Такфир Валь-Хиджра», входящие в такфиристское-джихадистское движение салафитской направленности признаны террористическими и экстремистскими.
Иными словами, сугубо внутренних факторов радикализации и человеческих ресурсов для террористических организаций в мусульманской общине нет. Регулярные случаи, связанные с запретом на ношение хиджаба в школах, либо абсурдное предложение о запрещении движения салафизма в Кыргызстане так и не смогли мобилизовать верующих на широкие акции протеста.
Этим и объясняется последние тенденции, также перекликающиеся с ситуацией в Казахстане, когда джихадистские группы начинают привлекать в свои ряды и приспосабливать к своей деятельности криминальные группировки, занимающиеся продажей оружия либо причастные к торговле наркотиками. В Казахстане это объясняется сохраняющейся высокой степенью радикализации мусульманской общины и широким распространением этих взглядов, тогда как Кыргызстан стал подвержен этому явлению по причине отсутствия человеческих ресурсов и крайне маргинального положения джихадистов в общей структуре связей мусульманской общины Кыргызстана. По крайней мере, это характерно для Севера страны, в то время как южные регионы представляют несколько иную картину.
Таким образом, выдвигая тезис о маргинальности джихадистов севера Кыргызстана по отношению к мусульманской общине в целом, важно подчеркнуть, что к уже устоявшемуся объяснению социального происхождения джихадиста – образованные слои молодежи, нередко из семей с высоким уровнем достатка (которые маргинальны по отношению к традиционному религиозному большинству), стали прибавляться криминализированные группы. Скорее всего, это объясняется более быстрыми результатами «радикализации» и готовности к решительным действиям противозаконного характера, в том числе и против правоохранительных органов.
Возвращаясь к реализации стратегии, стоит отметить, что отсутствие должного финансирования, а также нехватка квалифицированных кадров сказалась на ее реализации в других регионах страны. В частности, в Ошской и Джалаабадской областях, по данным Государственного комитета по делам религийреализация стратегии закончилась проведением межведомственных круглых столов на тему экстремизма с участием духовенства в г. Ош и г. Джалалабад. Между тем именно в этих регионах страны сохраняется хрупкий мир после конфликта 2010 года между двумя крупными этносами – кыргызами и узбеками.
Не является секретом, что радикальные религиозные настроения всегда присутствовали в узбекской среде в отношении правления президента И. Каримова в Узбекистане. Сотрудничество и взаимодействие между спецслужбами двух стран по этому вопросу всегда находилось на довольно высоком уровне. Кыргызстан, в меру своих возможностей, всегда пресекал любые попытки использовать территорию страны для террористической деятельности против действующей власти Узбекистана. При том, что радикальные части узбекской общины юга также питали симпатии к деятельности известной террористической организации Исламское Движение Туркестана (ИДУ в прошлом).
После трагических событий лета 2010 года, акценты в рядах радикально настроенных мусульман, этнических узбеков, сместились в сторону возмездия кыргызам за события на юге страны. Это обусловило заметный приток этнических узбеков в террористические организации СИД и ИДТ, базирующихся в Вазиристане (пограничные районы Пакистана и Афганистана). В данном случае, межэтнический конфликт последствии приобрел религиозное обоснование и трансформировался в противопоставлении узбеков, как мусульман и кыргызов как неверных, допустивших развязывание «кровавых событий». Однако в дальнейшем, осознание того факта, что с обеих сторон друг другу противостояли мусульманские народы, заметно снизило идейное обоснование религиозной мести как таковой. Тем более что в период с 2010 по 2011 г. Юг посещали многочисленные делегации мусульманских духовных лиц России, стран исламского мира и Кыргызстана с миссией о недопустимости вражды между мусульманами.
В свою очередь, как показывают исследования Центра «Prudent Solutions», эти инициативы не привели, да и не могли привести за столь коротки срок к восстановлению прежних отношений в мусульманской общине. Инициативы возымели несколько противоположный эффект. Если в целом межэтнические отношения на юге сейчас характеризуются формулировкой «ни войны, ни мира», то в мусульманской общине это привело к еще большему, чем раньше этническому обособлению мусульман в рамках своих общин, а в радикальной и экстремистской среде созданию отдельных этнических групп – в Хизб ут-Тахрир и джихадистских джамаатах.
К слову сказать, эти явления в корне отличаются от ситуации на Севере страны и мировых тенденций джихада где всегда присутствовал и пропагандировался т.н. «джихадистский интернационал».
Между тем общий враг для джихадистских групп Юга все же остается в лице силовых структур, но к естественным мотивам, связанным с противодействием государства этим явлениям вообще, с узбекской стороны прибавился новый, более действенный аргумент. Узбекская часть видит в них врага по причине того, что во время конфликта в узбекской среде превалировало мнение о том, что милиция и вооруженные силы выступали на стороне этнического большинства. Соответственно, силовые структуры Кыргызстана на Юге также являются важной целью террористов.
Безусловно, все существующие проблемы невозможно решить с помощь профилактики, поскольку борьба с терроризмом и экстремизмом это всегда комплекс мер оперативного и идеологического характера, проводимый государством при активном содействии гражданского общества и слоев мусульманского населения.
К примеру, ГКНБ КР с 2005 по 2008 год проводило ряд успешных мероприятий по профилактике радикализации (были выпущены фильмы, несколько передач на государственных и частных каналах). Однако с 2009 по 2010 год включительно ГКНБ, в основном проводило точечную работу по пресечению деятельности Хизб ут-Тахрир в фоновом режиме, основные же усилия были направлены на осуществление внутриполитического сыска, что было обусловлено особенностями режима К. Бакиева и политической обстановки в стране. Таким образом, проведение профилактических мероприятий было сведено на минимальный уровень.
С 2010 г. (особенно после ошских событий) резко возросла угроза проведения террористических актов и проникновения боевиков на территорию КР, и в качестве важных мер по усилению деятельности ведомства при ГКНБ был создан Антитеррористический Центр. Однако необходимо отметить, что ввиду специфики данного Центра, ограниченности материально-технического, а самое главное человеческого ресурса (специалистов экспертов в области религии, теологии) основное направления деятельности Центра в настоящее время больше сводится к мониторингу, сбору информации и пресечению деятельности террористических организаций.
В настоящий момент можно говорить, что в связи с внутренней ситуацией в ДУМ КР (смена муфтиев, хадж скандалы), а также пассивной позицией руководства Государственной комиссией по делам религии, профилактическая и идейно-теоретическая часть противодействия идеологии радикальных течений практически ограничивается рамками 10 Управления МВД КР. В 2009 году при МВД был создан Совет общественных советников при Министре МВД, куда вошли ряд экспертов-теологов, а также религиоведов.
На базе 10 Управления МВД была создана экспертная мобильная группа для проведения предварительной (первичной экспертизы) в области определения уровня радикальной идеологии у задержанных и проведения первичной экспертизы изъятой литературы. Эта практика носила вынужденный характер со стороны МВД ввиду ограниченности специалистов и загруженности Государственной комиссией по делам религии КР.
На примере проведения предварительной экспертизы были выявлены факты поверхностного проведения экспертизы изъятой литературы или заинтересованности силовых структур в результатах экспертизы в регионах (региональные отделения Государственной комиссией по делам религии, Органов внутренних дел). С 2009 по 2011 год, были выпущены буклеты МВД при одобрении ДУМ КР и Государственной комиссией по делам религии, разработанные на базе привлекаемых экспертов–теологов.
С 2010 после событий на юге страны, руководство МВД усилило работу по проведению семинаров курсов для оперативников центрального 10 Управления МВД при поддержке Фонда Фридриха Эберта. Было проведено 10 лекций по профилактике религиозного экстремизма, методам выявления уровня радикализации, составлен вопросник допроса и этика допроса и т.д.
После появления на территории Кыргызстана ячеек салафитов-джихадистов (причастных к организации терактов), на базе МВД был разработан план по организации нейтральной площадки по проведению неофициальных «круглых столов» через НПО с лидерами – амиров всех нетрадиционных джамаатов в Кыргызстане. Согласно результатам, на севере КР был установлен негласный договор по недопущению провокаций и деятельности террористических организаций.
В настоящее время для осуществления деятельности мобильных групп и для разработки карманного пособия для оперативников, МВД сталкивается с материально – техническими трудностями. Однако основная проблема и МВД и ГКНБ – практическое отсутствие компетентных кадров (специалистов в области ислама).
На совете безопасности при Правительстве КР (от 12 августа 2011), решением № 4 по противодействию религиозному экстремизму были приняты следующие меры по предотвращению угроз экстремизма и радикализаци: Государственной комиссии по делам религии в трехмесячный срок разработать новый проект Концепции государственной политики в религиозной сфере.
Согласно проведенному интервью с главным специалистом Государственной комиссии по делам религии, основой для Концепции будет служить ранее разработанная стратегия государственной политики в сфере религии на 2009-2015 годы (включая механизмы, цели и задачи). Проблема заключается в том, что данная Концепция не будет иметь существенных отличий от ранее принятой. Также было принято решение на уровне Правительства КР, поручить Министерству образования и науки КР совместно с ДУМ КР (по согласованию) изучить вопрос о разработке законопроекта о религиозном образовании и религиозных учебных заведениях до 15 сентября 2011 года.
Основной шаг Правительства КР заключается в поручении МВД КР и ГКНБ КР в разработке законопроектов о внесении поправок и дополнений в уголовное и административное законодательство, предусматривающее усиление наказание за экстремистскую и террористическую деятельность. Ужесточение наказаний за экстремистскую и террористическую деятельность, создание условий для отдельного содержания заключенных по статье экстремизм и терроризм. Внесении новых предложений по определению критериев и признаков религиозных организаций, чья деятельность подпадает под категорию экстремистских и террористических, подлежащих запрету на территории республики.
Также предлагается внести изменения и дополнения в нормативно правовые акты, вытекающие из реализации Закона Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года № 282.
Минюсту КР совместно с Комиссией по делам религии при Правительстве КР поручается разработать комплекс подзаконных нормативно правовых актов, вытекающих из реализации Закона Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». В данный комплекс подзаконных нормативно правовых актов входит внесение изменений и дополнений в соответствующие Законы Кыргызской Республики по методике классификации и определения деструктивных, тоталитарных, оккультных религиозных групп и движений.
В рамках этой деятельности, ведется работа по разработке следующих законов: Закон «О традиционных религиях и религиозных организациях» с целью государственной поддержки традиционных, исторически сложившихся религиозных конфессий (Ислам и Православие); Закон Кыргызской Республики «О похоронном и погребальном деле» для упорядочивания мест захоронения, устранение конфликтов по признакам веры при осуществлении похоронных мероприятий; Закон Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных образовательных учреждениях» с целью повышения качества обучающего процесса (контроля).. Разработка «Национальной программы до 2015 года по предупреждению и недопущению распространения религиозного экстремизма, фундаментализма, предотвращения конфликтов на религиозной основе и формирования толерантного общества.
В рамках следующих государственных органов МВД, МИД, МОиН, ГКНБ, Погранслужбы идет разработка единого порядока выезда граждан Кыргызской Республики с целью обучения в религиозных зарубежных учебных заведениях. Составление и систематическое обновление списка иностранных граждан, прибывающих в страну с целью религиозной деятельности, нахождение которых нежелательно на территории республики в интересах обеспечения безопасности.
Государственной комиссии по делам религии разрабатывается план мероприятий по проведению просветительской работы с участием СМИ. Организация Государственной комиссии по делам религии, совместно с ДУМ КР и РПЦ в проведении круглых столов, телепередач на ГТРК с целью профилактики религиозному экстремизму и терроризму.
Правительство КР постановило к 2012 г. создать на базе Министерства Юстиции, МВД КР, ГКНБ, Государственной комиссии по делам религии, Финансовой разведки, общего банка данных (о различных религиозных организациях), и постоянно действующего информационного центра.
С 2012 года на базе ГКНБ КР создается координационный экспертный совет. Статус данного совета может быть как комиссия – состоящая из постоянных представителей - состоящих из секретаря и его двух помощников. А также приходящих членов экспертного совета (религиоведов из университетов, независимых экспертов-теологов), ДУМ КР, РПЦ, а также психологов, психиатров от министерства здравоохранения КР, представителей ГКНБ, МВД, Генеральной Прокуратуры. Данный экспертный совет по словам представителя Совета Безопасности КР, будет заниматься определением вреда и угрозы с позиций защиты духовно-нравственных ценностей общества, финансовой защиты граждан КР, защиты психологического здоровья граждан КР.
Говоря о механизмах, то данный совет на основании религиоведческой экспертизы, анализа финансовой деятельности, заключении психиатров и психологов выносится общее заключение о той или иной религиозной организации. Экспертные заключения соответственно будут направляться в Парламент КР, Правительство КР, Аппарат Президента КР. Также все экспертные заключения в обязательном порядке будут печататься в СМИ КР (правительственных и частных газетах по согласованию).
По словам источников в правительстве, в компетенцию нового совета, возможно, будет входить вспомогательная работа по экспертному обоснованию тех или иных дополнений или поправок и рекомендации по законодательству в отношении к деструктивным организациям, разработка техники религиозной безопасности для населения. Проведение специальных курсов для журналистов, освещающих религиозную тематику, для ГТРК, 5 КАНАЛ, НБТ, радиоканалы, различные интернет сайты, сайты (предоставление разоблачительных материалов). Подготовка буклетов и раздача в учебных заведениях о запрещенных террористических или опасных деструктивных культовых организациях. Проведение выездных мобильных групп с целью проведения теологической экспертизы. Запросы через посольства в зарубежных странах о деятельности и причинах запрета религиозных организаций, действующих на территории КР - Отдел религиозных исследований «Prudent Solutions».
Источник: analitika.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus