Тамги – это не только родовые и племенные знаки, были также и личные тамги, которым метили например свое имущество и скот. К сожалению сейчас мало кто помнит об этом и многие не знают тамг своих племен (уруу) и родов (урук). Здесь будет показано как читались тамги и как создавать свою тамгу из (или сочетания) родовых и племенных тамг.
Прежде всего нужно научиться читать тамги. Это просто.
1. Тамга отца передаваясь к сыну прирастает ветвью, отростком
Также как и дерево прирастает ветками, также сыновья тамга прирастает дополнительным отростком. При этом данный принцип был универсальным и присутствовал у всех евразийских народов. Вот например классический случай с семейной и личными тамгами обских угров.
Родовым тотемом Кукиных была сова, поэтому они берут лапу совы как тамгу. Другая линия Кукиных унаследует несколько видоизмененную тамгу. На линии справа видно, что младший брат П. Кукина прибавляет отросток сверху. На линии слева видно, что Петр Кукин как старший в семье унаследует родовую тамгу, а его сын добавляет к семейной тамге небольшой отросток и т.д. и т.п. Тамга отца становится семейной тамгой до того как его сын не обзаведется семьей или не станет жить отдельно и иметь собственный дом.
Точно также и тамгами чингизидов. Старший сын Чыңгыз хана берет тамгу своего отца и его потомки прибавляют к этой тамге свои веточки. Другие же дети хана берут себе другие тамги.
Схожую картину мы видим и у кемских (енисейских) кыргызов. Исходя из анализа тамг на памятниках древнекыргызской письменности (VII – IX вв.) можно заключить, что все тамги были вариантами одной тамги. Китайские источники как будто бы подтверждают эту версию, возможно, приводя народную или иностранную интерпретацию происхождения тамги и кыргызов.
В VI в. н.э. китайские источники сообщали: "Племя цзянькунь (кыргыз) не принадлежит роду волка. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань (Саяны). (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере"» (Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана (извлечения из китайских источников II в. До н.э. – XVII в.), т. 2., Бишкек, 2003, 32). Понятно, что это попытка объяснения происхождения кыргызов с точки зрения их основной тамги и здесь отражены как «рога коровы» так и «дух». Другой источник из Китая «Тамги лошадей из вассальных княжеств» (Х в.) приводит кыргызскую тамгу очень схожую с той которая была приведена выше и которая была знакома им по купленным у кыргызов лошадям.
Кроме этого основная тамга кыргызов очень похожа на тамгу рода Дуло, из которого, по средневековым болгарским сведениям происходил сам Аттила. Кстати мы также можем считать этот знак как тамгу первопредка кыргызов Долон-бия (о тамге IYI следует рассказать отдельно в самом ближайшем времени).
Точно также Абрамзов приводит вариант общекыргызской тамги нарисованный Н. Г. Малицким (см. ниже), который очень похожа на тамгу кемских кыргызов.
2. Тамги могут быть производными тамг родов отца и матери.
Например, на этих рядах тамг боспорских царей из рода сарматов и собственно сарматов видно, как изменяется верхняя часть тамги, а нижняя остается неизменной. Так как тамги передавались от отца к сыну, понятно, что верхняя часть (тамга отцовского рода) видоизменялась, а нижняя (тамга материнского рода) оставалась неизменной.
3. У кемских (енисейских) кыргызов материнская тамга сверху, отцовская снизу
Практически у всех народов отцовская тамга сверху, материнская снизу, кроме кыргызов естественно. Конечно же у кыргызских мужчин были попытки вернуть свое верховенство в тамгах и в семьях, что видно из сравнения тамг из письменных памятников VII-IX веков и тамги упомянутой в вышеуказанном китайском сочинении Х в. Однако изначально тамга материнского рода была наверху и нам стоит придерживаться этой традиции. Бунт подавлен.
Теперь собственно тамги современных теңиртооских кыргызов, которые описаны в работе Абрамзона (С. М. Абрамзон. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. Бишкек, 1999)
Пример создания личной тамги из сочетания тамг отцовской и материнской линий
Например если отец из племени Бугу (жагалмай тамга), а мать из Солто (ай тамга) – то можно создать такие варианты личных тамг.
Конечно оформление такой тамги зависит от творческого подхода человека и его умения рисовать, но главное чтобы в ней легко читались тамги от отца и матери и желательно соблюдать традицию по которой у кыргызов, в отличие от других народов, материнская тамга ставилась наверх. Тогда могут получиться такие варианты совмещенных тамг человека, у которого отец Бугу, а мать Солто.
Конечно же можно просто сесть и нарисовать себе тамгу, но все же необходимо знать некоторые правила и знать тамги племен и родов кыргызов, чтобы не было совпадений. В любом случае уже сейчас необходимо возрождать тамги и знания о них. Кыргыз без тамги всего лишь кыргыз без тамги. Женщины также могут создавать свои тамги и передавать их своим дочерям. Тогда появятся еще новые тамги сделанные из сочетания тамг не родов и племен отца и матери, а собственно от отца и матери. Пусть это станет нашей новой старой традицией! Кыргыз болуп туулган соң, кыргыз боло билели.
Правила комментирования
comments powered by Disqus