Длинная рука официальной цензуры мешает гражданам Узбекистана в полной мере осознать, что происходит в их собственной стране. Но временами узбекские власти перегибают палку, отмечает EurasiaNet.org.
В Ташкенте за два часа до открытия коллективной фотовыставки в ташкентском Доме фотографии, председатель государственной Академии художеств Акмаль Нур выбрал из представленных на выставку работ двенадцати авторов подборки двух фотографов – Тимура Карпова и Светланы Тен – и запретил их к показу.
Акмаль Нур сказал, что документальные фотографии сельской жизни Узбекистана в негативном свете изображают страну, вспоминает Тимур Карпов. Изначально он дал свое разрешение на показ снимков, если на них не будет фигурировать советская символика.
«Когда мы спросили его, почему он нам не сказал раньше, когда мы представляли снимки на его одобрение, он ответил: «Я чего-то не заметил», – рассказывает Тимур Карпов. После чего помощник Нура заявил Карпову, что ему, как этническому русскому, нет доверия. «Вы, русские, думаете, что это ваш дом. Вы больше здесь не правите. Вы намеренно показываете Узбекистан в дурном свете», – приводит фотограф слова этого помощника. Мать Тимура Карпова – узбечка, а отец – русский, родившийся и выросший в Узбекистане в четвертом поколении.
Издание предлагает подборку вызвавших неудовольствие властей фотографий Тимура Карпова, сделанных в 2011 и 2012 годах. Это собрание работ Тимура Карпова представляет собой сценки из жизни поселка Сардоба Сырдарьинской области, расположенного на трассе Ташкент-Самарканд. В советские времена этот поселок существовал при процветающем совхозе. Сегодня в обнищавшем поселке осталась половина жителей. «На примере этого небольшого поселка можно представить себе ситуацию в стране в целом», – говорит Тимур Карпов.
Многие из представителей старшего поколения жителей поселка приехали в Сардобу в середине прошлого столетия, чтобы воплощать в жизнь программу по освоению целинных земель – провалившегося советского эксперимента по превращению обширных засушливых степей Центральной Азии в плодородные сельскохозяйственные угодья. Среди целинников были татары, немцы, греки, русские, представители других национальностей. «Старики сегодня не могут вспоминать о былом процветании поселка без слез. Но это не единичная история, поселков с подобной судьбой наберется на территории бывшего СССР множество», – объясняет Тимур Карпов.
Инцидент с фотовыставкой – не первое столкновение с узбекской цензурой для Тимура Карпова, фоторедактора информационного портала Lenta.ru из Москвы. В 2010 году его мать, Умиду Ахмедову, обвинили в оскорблении «традиций народов Узбекистана» серией фотографий, рассказывающих о повседневной жизни женщин и девушек республики. В обвинительном заключении говорилось, что «ненаучные, необоснованные и некорректные» фотографии направлены на «дискредитацию устоев и обычаев нашего народа» и содержат «негативную информацию, которая может отрицательно повлиять на морально-психологическое состояние молодежи». Умиде Ахмедовой грозило восемь лет лишения свободы. Она была признана виновной в клевете, но, возможно, благодаря международному давлению, амнистирована.
В случае с Умидой Ахмедовой власти обнаружили, что их цензурные поползновения могут вернуться бумерангом: возбужденное властями дело способствовало распространению известности Умиды Ахмедовой в международном масштабе. В сентябре 2013 года ее работы были включены в программу престижного фестиваля «Московская биеннале».
В списке десяти стран мира с самой жестокой цензурой, составляемом Комитетом по защите журналистов, Узбекистан значится на шестом месте. Свобода печати находится, по словам правозащитной организации, в «заледенелом» состоянии, а «тактика притеснения включает в себя политизированные преследования и приговоры к длительным срокам тюремного заключения».
Те немногие из журналистов, которые все еще пытаются работать в Узбекистане, регулярно сталкиваются с исками о клевете и преследованием по статьям, которые, по словам правозащитников, призваны заставить замолчать работников журналистского цеха. Так, например, в июле 2012 года двое независимых фотографов были задержаны за фотографирование на одном из ташкентских рынков.
На этой неделе Тимур Карпов с матерью и шестью друзьями были арестованы за проведение небольшой демонстрации в поддержку участников продемократических акций протеста на Украине. По состоянию на 31 января Карпов был оштрафован почти на 2 тысячи долларов, а трое из его друзей были приговорены к 15 суткам лишения свободы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus