90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Новая валютная политика Узбекистана: причины и возможные последствия.

16.02.2013 08:11

Политика

Новая валютная политика Узбекистана: причины и возможные последствия.

С 1 февраля 2013 г. в Узбекистане начало действовать новое постановление Центрального банка о прекращении продажи иностранной валюты за наличные деньги физическим лицам, в соответствии с которым граждане могут покупать валюту, с тем же ограничением две тысячи долларов в квартал, сразу же зачисляя их на кредитные карточки. Однако снять свои деньги в Узбекистане владелец карточки может только в национальной валюте сум, но при этом они будут конвертированы по государственному курсу, который на 30% ниже рыночного. 

Приобрести, а также воспользоваться иностранной валютой узбекистанец, согласно новому закону, может только за пределами своей родины, лишь выехав за рубеж. Новое положение в области валютной политики должно привести к тому, что уровень курса доллара на черном рынке и в Национальном Банке сравняются. Таким образом, государство пытается ликвидировать балласт валютчиков, активно зарабатывающих на черном рынке. Однако, по сути ясно, что подобные меры не приведут к отмиранию черного рынка по нескольким причинам: 

во-первых, подобные запретительные меры всегда работают против рынка и законов экономики; 

во-вторых, сама история говорит о том, что черный рынок продолжит оставаться альтернативным способом конвертации валюты даже при уравнении курсов национального банка и неофициального, учитывая, что в 2007 году, когда разница была совсем незначительной, население все равно пользовалось услугами «менял»; 

в-третьих, черный рынок позволяет приобрести валюту определенным слоям населения (в том числе криминализированным), не желающих оставлять какие-либо следы для фискальных надзорных органов;

в-пятых, менять валюту на черном рынке намного проще и быстрее без бюрократических проволочек, чем в банках, что также относится к выбору предпочитаемых купюр того или иного номинала;

в-шестых рынок Узбекистана еще не достиг такого уровня развития, когда можно позволить себе безналичный расчет в необходимых сферах услуг и производства. К примеру, в Узбекистане работают предприниматели, получающие доходы в сумах, но накопления и расчеты с оптовыми поставщиками предпочитают делать в твердой иностранной валюте. Не все магазины, а базары тем более приспособлены к безналичной системе оплаты за те или иные услуги и товары. Есть еще один момент, связанный с тем, что нет никаких гарантий, что за рубежом, открытая в Узбекистана карточка, будет обслуживаться в соответствии со всеми взятыми обязательствами. К примеру, в те же банкоматы южного Казахстана, по сообщениям информационной службы Uznews.net, не принимают узбекскую карту Visa Electron, а операторы банков при выдаче денег могут ограничиваться суммой в 100 долларов. По неподтвержденной информации, в начале февраля пришло указание Центробанка Узбекистана о том, что более 100 долларов в сутки с карточки снимать нельзя.

И, наконец, в-седьмых, у населения Узбекистана все еще нет доверия к пластиковым карточкам и коммерческим банкам в силу нестабильности и непредсказуемости самого экономического уровня развития страны, а также особенностей менталитета. Населению спокойнее хранить деньги у себя на руках, чем отдавать их «каким-то сотрудникам банка», а потом «выпрашивать» их обратно. Тем более что с каждой транзакцией нужно платить приличные комиссионные, не говоря уже об оплате за открытие и использование этой банковской карточки. 

Под предлогом борьбы с валютчиками, идет скрытая политика государства целью привлечения наличных сбережений в банковскую сферу. Формально объясняя необходимость введения подобного рода постановления Центрального банка для борьбы с валютчиками, наживающихся на разнице в курсе, также власть рассчитывает получить контроль над финансовыми ресурсами гастарбайтеров из Узбекистана, чьи переведенные миллиарды долларов теперь будут конвертироваться по официальному курсу. 

Если в 2009 году узбекские гастарбайтеры только из России перевели домой два с лишним миллиарда долларов, то уже в 2011-м эта сумма увеличилась и составила почти пять миллиардов (итоги 2012 года еще не подсчитаны). А это огромный финансовый ресурс, который, в случае форс-мажорной ситуации, можно будет заморозить либо перевести на оффшорную зону. 

На рынке в настоящее время наблюдается дисбаланс, когда при занижении доллара, автоматически повышаются цены в несколько раз на продукты питания и другие товары. Среди населения распространяются довольно тревожные настроения, когда ходят слухи то о падении официального курса доллара, то о его резком взлете. Другую часть населения беспокоит вопрос, каким образом продать движимое и недвижимое имущество, получить валюту в долларах и вывезти ее за границу. В настоящее время сотрудники банков теперь становятся особой кастой людей, которые за определенное вознаграждение могут решить «проблемы» обычных людей. 

При всех предпринимаемых мерах государством, черный рынок все равно продолжает жить, валютчики лишь переместились с одних точек базаров на другие, что вновь подтверждает непродуманность механизма реализации подобного рода постановлений. Узбекистан все продолжает жить в духе запретительной и ограничительной политики – ограничение импорта, 100% пошлина за покупку иностранного авто, визовые режимы, необходимость получения разрешительной визы для самих граждан, желающих выехать за рубеж, а теперь еще и запрет на продажу иностранной валюты за наличные деньги физическим лицам. 

Таким образом, можно выявить некоторые негативные последствия этой новой валютной политики:

[1] Повышение цен на определенные виды товаров, которые закупались в других странах представителями мелкого и среднего бизнеса за наличную иностранную валюту (это же относится и к отечественной продукции, производство которой связано с покупкой сырья и материала за рубежом). 

[2] Не исключается снижение наличных валютных вкладов населения за счет роста недоверия банкам.


[3] Сотрудники банков выделятся в новый слой населения, имеющий определенные преференции (наряду с сотрудниками СНБ, прокуратуры и т.п.) 

[4] Нарастание протестных настроений широких масс населения.


[5] Усиление оттока населения. В условиях подобной запретительной политики те, кто, зарабатывает на жизнь за рубежом, будут стремиться получить гражданство той страны, где есть возможность свободно распоряжаться своими средствами. 

Из всей этой политики подобного рода можно прийти к выводу, что «валютные битвы» государственной власти приводят явно к одному – лихорадке финансового рынка страны и сложностям для простого населения. Вся эта валютная политика наводит лишь на мысль о том, что политическая власть создает себе рабочий инструмент вполне легального вывода сбережений из страны.

Конечно, объективно рассматривая этот вопрос, необходимо отметить также определенные преимущества новой валютной политики: сильный сум должен снизить внешний долг Узбекистана и повысить национальное производство, однако в любом случае в условиях трудностей с импортом современных технологий и сырья, качество национальной продукции и спрос на нее остаются под вопросом. Это, в свою очередь, не приведет к повышению конкурентоспособности и росту экономики. Также, на наш взгляд, подобные запретительные меры существенно ограничат возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиционную политику за рубежом. Как видно, Узбекистан строит уже не только пограничные и торговые барьеры по периметру своей территории, но и жесткие финансовые преграды, способствующие еще большей изоляции государства - аналитический департамент «Prudent Solutions».

 

Источник: analitika.org

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

16.02.2013 08:11

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
98%

степень износа паровых котлов на Токтогульской ГЭС

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Октябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31