Парламент Киргизии поделил рудник "Кумтор" с канадцами поровну
Пожалуй, впервые за последние полтора-два года кабинет министров Киргизии может вздохнуть свободно. И, что самое для него главное, на своем месте. Жогорку Кенеш наконец утвердил именно правительственную редакцию меморандума по месторождению "Кумтор". Он подразумевают создание совместного предприятия в соотношении "50 на 50" с канадскими собственниками рудника.
Альтернативой такому решению парламента могла быть только отставка премьера и его команды. И такой сценарий рассматривался депутатами. Но все-таки они пока не рискнули брать ответственность на себя. Пока - потому, что это Киргизия. В этой республике закон еще совсем не гарантия его выполнения. Тем более когда хватает желающих зацепиться за любой повод, чтобы выйти на большую дорогу и перекрыть ее. Здесь обычно так показывают свой протестный характер. И по Кумтору, между прочим, тоже.
Предприятию, при Бакиеве попавшему в безоговорочное пользование компании Centerra Gold, после его свержения не единожды доставалось от поборников национализации. Его блокировали, отключали от света, устраивали массовые акции. И, что любопытно, в авангарде "золотых бунтов", как правило, шли активисты оппозиционных партий, чьи лидеры снискали себе славу пробакиевских.
Впрочем, явный политический налет этих выступлений не мог оттенить не только блеск, но и откровенную нищету самого доходного хозяйствующего субъекта Киргизии. С некоторых пор здесь не все то золото, что Кумтор. Для страны он, что для России Газпром. Тоже достояние республики и основной наполнитель государственной казны. С той лишь разницей, что его целиком и полностью контролируют иностранцы.
Причем степень юридической защиты их соглашения с Бишкеком настолько высока, что власти так и не отважились на открытую конфронтацию с владельцами. Хотя позывы были и объективные обстоятельства тоже. Скажем, после того, как госкомиссия вскрыла нарушение, чуть ли не всех экологических и природоохранных норм Бишкек стоял в шаге от денонсации. Но не рискнул.
Канадцы, чуть что, угрожали международным судом, в котором они мало того, что с легкостью победили бы, так еще и ославили инвестиционный климат Киргизии на весь капиталистический мир. А президент Атамбаев все же дорожит своей международной репутацией. Но и своим местом - тоже.
Общественный протест слишком серьезен, чтобы его игнорировать. По масштабам он, пожалуй, сопоставим с движением против американской авиабазы в Манасе. Формально разобравшись с ней, президент должен был и с Кумтором продемонстрировать принципиальность. Поэтому для него совместное предприятие в соотношении "фифти-фифти" - это и овцы целы, и волки сыты. Конечно, не 67 процентов, на которых настаивают слишком горячие киргизские головы. Но и не "клиновый листок", которым Бишкек прикрывал дыры в бюджете.
Эксперты пока не торопятся ставить точку в деле Кумтора. Во-первых, даже среди депутатов, проголосовавших за меморандум, есть политики, которые могут при определенных обстоятельствах потребовать национализации, если им будет выгоден популизм.
Да и канадцы еще не согласились с перераспределением. Они прекрасно понимают, что киргизам не с руки разрывать с ними. Республика не способна освоить рудник самостоятельно. Другой вопрос, что власти, исходя из политической целесообразности, могут предпочесть "над златом чахнуть". Пусть как Кощей. Зато он - бессмертный.
Продолжит киргизский политолог Марс Сариев.
Шейнкман: Можно ли говорить о том, что проблема Кумтора с этим меморандумом решена?
Сариев: Скорее всего, эта проблема решена, потому что Кумтор был всего лишь прикрытием. На самом деле шла внутрипартийная борьба между группировками, этот вопрос сильно политизирован. Скорее всего, этот вопрос снят, потому что весь процесс виден. Я не думаю, что этот вопрос будут дальше "раскачивать".
Шейнкман: Насколько соотношение "50 на 50" выгодно сторонам? Ведь и канадцы теряют, и Киргизия не приобретает того, на что рассчитывала?
Сариев: Пока это всего лишь меморандум. Я думаю, в конечном документе будет очень много нюансов. На этом киргизская сторона может многое набрать. Этот документ - рамочный. Я думаю, что процедурные вопросы еще будут решаться. Киргизская сторона прекрасно понимает, что денонсация соглашения абсолютно не выгодна нашей стороне. Я думаю, что сейчас политическим элитным группам становится понятно, что барыши делать на Кумторе не получится.
Правила комментирования
comments powered by Disqus