По данным посла Туркменистана на Украине, в 120 с лишним украинских вузах обучается 13800 туркменских студентов, что составляет пятую часть от всех иностранных студентов в этой стране.
Власти Туркменистана и подконтрольные им СМИ по традиции хранят гробовое молчание о январском обострении политической ситуации на Украине. Так случается всегда, когда на планете появляется очередная горячая точка. Вот и теперь такое ощущение, будто на украинскую тему в Туркмении наложено табу.
Однако это молчание не есть показатель полного безразличия туркменского руководства к происходящим в Киеве событиям. Близкий к правительственным кругам источник сообщает о тщательно скрываемой нервозности, которая царит во властных коридорах Ашхабада. На тревожную атмосферу в стане правительства повлияло противостояние власти и оппозиции на Украине, приведшее к захвату мэрии и других административных зданий в Киеве, кровавым столкновениям сил правопорядка с митингующими. Туркменские власти внимательно следили за последующей отставкой премьер-министра Украины и вынужденной отменой некоторых драконовских, с точки зрения митингующего Майдана, законов. Нервозность официального Ашхабада, в первую очередь, связана с туркменскими студентами, оказавшими в эпицентре жесткого противостояния.
По словам источника, в кулуарах ряда министерств и ведомств (Минобразования, МИДе, МНБ, Государственной миграционной службе и других), полушепотом обсуждают некое указание «сверху», которое, якобы, предписывает «быть наготове» и в кратчайшие сроки «предложить действенные меры» на случай эскалации политической обстановки на Украине, в вузах которой обучаются несколько тысяч туркменских студентов.
— Хотя никто громких разговоров на эту тему не ведет, тем не менее обстановка чем-то похожа на приснопамятные времена в Киргизии, — говорит чиновник, припоминая, что на момент очередной цветной революции в этой стране там обучались тысячи туркменских студентов. — Тем из них, кто приехал домой на летние каникулы, власти вообще запретили возвращаться к местам их учебы, а многие юноши и девушки на долгие годы попали в «черные списки» невыездных. Тогда же туркменских студентов, обучавшихся в южном Оше, в срочном порядке эвакуировали из объятого межнациональной войной города.
Какая-то гнетущая напряженность чувствуется не только в правительственных кругах, но и среди населения. В условиях отсутствия информации эта напряженность становится почти осязаемой. Особенно среди тех, чьи дети учатся в неспокойном Киеве, Львове и других западных городах Украины. Несмотря на преднамеренное замалчивание украинских событий, в каждой такой семье знают об их драматическом развитии, особенно в городах, где учатся студенты из Туркменистана.
Те семьи, кого напрямую касалась разворачивавшаяся на Украине драма, следили по российским и другим зарубежным телеканалам за массовыми беспорядками и актами гражданского неповиновения в Киеве, за захватом здания мэрии, за столкновениями бесчинствующих националистов с сотрудниками спецподразделения «Беркут» и настоящей охотой радикально настроенных молодчиков на представителей законной власти… Информация поступала через индивидуальные спутниковые антенны, коими увешаны фасады и крыши многоэтажек и частных домов, а отчасти путем невесть какого, но все же интернета.
Как и все нормальные люди, жители Туркменистана переживали за возможное перерастание опасного противостояния власти и оппозиции в открытую гражданскую войну, способную привести к кровопролитию, а в итоге к сепаратизму и расколу. Но все же больше переживали за своих детей-студентов.
«Сейчас там, вроде, все успокаивается, но все равно на душе остается тревога, — делится наболевшим 48-летняя ашхабадка Сенем — мать третьекурсника одного из киевских вузов. — Представьте, весь январь я места себе не находила, молилась, чтобы Аллах уберег моего мальчика и других туркменских ребят от всего плохого. Связь с сыном мы держали каждый день, на оплату междугородных телефонных звонков и интернета ушла треть моей декабрьской зарплаты — 320 манат. Я слезно умоляла сына не бывать на месте происходящих конфликтов и не давать себя вовлечь в какие-либо авантюры».
Женщина надеется, что голова у ее сына на месте, и он сто раз подумает, прежде чем увлечься чем-то опасным. Однако, как мать Сенем не может не беспокоиться за судьбу своего ребенка. По ее мнению, даже такой парень, как ее сын, воспитанный современной туркменской школой в строгости и послушании, приученный жить, думать и действовать с оглядкой, и всегда находиться в общем строю, не проявляя и малейшей самостоятельности, — даже он, оказавшись в непосредственной близости от массовых беспорядков и в обстановке всеобщей анархии и вседозволенности, вполне может не устоять и пойти за толпой. Этого женщина боится больше всего…
Сенем не одна такая, кто переживает из-за событий на украинской земле и за своих детей. Таких родителей в Туркменистане много. По данным посла Туркменистана в Украине Нурберды Аманмурадова, в настоящее время в более чем 120 украинских вузах обучается свыше 13800 туркменских студентов, что составляет пятую часть от всех иностранных студентов в этой стране.
«Если посчитать всех студентов из Китая, России, Индии, Иордании, Марокко вместе, то все равно нас будет больше», — говорят туркмены, получающие знания в одном из вузов Киева.
Тревоги родителей понятны. Будем откровенны: не все туркменские студенты, как сын Сенем, способен размышлять и выполнять наказ родителей и школьных учителей. Некоторых из ребят, оказавшихся вне зоны действия родительского контроля и опеки и привычного для них надзора со стороны администрации учебного заведения, потянуло на разного рода авантюры.
Почувствовав на чужбине некую вольницу, прилежные у себя на родине ребята и девушки из Туркменистана пустились, что называется, во все тяжкие. В послужном списке студентов из центральноазиатской страны и пьяные гуляния, и половая распущенность, и драки, и нарушение общественного порядка.
Дело дошло даже до убийства своего же земляка, 24-летнего студента Харьковского Национального экономического университета Азима Хаджимаммедова! Все эти и другие «подвиги» наших соотечественников зафиксированы в милицейских протоколах, присутствуют в материалах уголовных и административных дел, возбужденных на Украине в отношении студентов из Туркменистана.
С другой стороны, тревога родителей усиливается также и непредсказуемостью ответных действий туркменских властей. Если ситуация в Украине не нормализуется, то существуют опасения, что Туркменистан под благовидным предлогом обеспечения безопасности собственных граждан может вообще закрыть туркменской молодежи дорогу в сторону неспокойной страны, как это было сделано с Киргизией.
По мнению Сенем и других жителей столицы, чьи дети обучаются в украинских вузах, сейчас все зависит от того, кто и как обрисует и преподнесет президенту К. Бердымухаммедову ситуацию на Украине. Дорога может закрыться и в случае, если «советчики» доложат президенту, что туркменские студенты, оказавшись в гуще событий и увидев все происходящее своими глазами, начнут осознавать, что можно объединиться и протестовать против политики властей, выдвигать свои требования и даже добиваться каких-то уступок.
Иным родителям даже слышится вкрадчивый голос такого «советчика»: «Досточтимый Аркадаг, одно дело наблюдать, сидя дома, картинку по зарубежному телеканалу и слушать голос диктора и совсем другое — стать живым свидетелем событий. Не зря наши предки говорили, что того, кто видит, не сравнить с тем, кто лишь слышит… Поэтому давайте, пока не поздно, закроем эту украинскую лавочку для наших ребят, убережем их и заодно себя от худшего».
Разумеется, обеспокоенные родители немного утрируют ситуацию, хотя в условиях гробового молчания и непредсказуемости действий руководства Туркменистана в лице президента К. Бердымухаммедова не стоит сбрасывать со счетов даже самые наихудшие варианты.
А в коридорах власти в Ашхабаде упорно скрываемая нервозность и озабоченность начинает, тем не менее, давать о себе знать. По неподтвержденным данным, в Киев и в другие города Украины, где учатся туркменские студенты, выехали представители ряда министерств и ведомств для проведения там профилактических встреч и бесед. Одна из таких встреч состоялась 31 января 2014 года в актовом зале Сумского государственного университета, где первый секретарь посольства Туркменистана в Украине Сердар Бердыев, обращаясь к туркменским студентам этого вуза и ребятам из Сумского национального аграрного университета, призвал их проявлять терпение и толерантность и не забывать о том, что приехали они в эту страну только за знаниями.
«Думаю, все стороны: и сами студенты, и их родители, и украинские партнеры, и руководство нашей страны — будут только рады, если ситуация в Украине придет в норму, — размышляет мать киевского студента Сенем. — В этом случае наши тревоги закончатся проведенными профилактическими беседами и встречами. Пусть так и будет, мы не хотим повторения того, что было с туркменскими студентами, обучавшихся в Бишкеке и других городах Киргизии…»
Правила комментирования
comments powered by Disqus