Строительство Камбаратинской ГЭС-1, самого масштабного из совместных российско-киргизских энергетических проектов за последние десятилетия, стоимостью порядка 100 млрд рублей, находится под вопросом.
— В начале марта должны быть проведены экологическая и стоимостная экспертизы технико-экономическое обоснования (ТЭО) проекта, — рассказали «Известиям» в министерстве энергетики и промышленности Киргизии. — Затем это обоснование рассмотрит совет директоров ЗАО «Камбаратинская ГЭС-1».
Однако роccийская сторона сомневается, что дело наконец сдвинется с мертвой точки.
Дело в том, что пока не принято технико-экономическое обоснование (ТЭО), остаются несогласованными как стоимость строительства, так и технические параметры будущей электростанции. И хотя прошло уже полтора года с момента подписания соглашения о строительстве, из-за проволочек с киргизской стороны до сих пор даже неясно, где именно строить станцию — земельные участки под нее Бишкек всё еще не выделил.
Причина, по которой откладывается реализация одного из самых амбициозных проектов за всю историю Средней Азии, — в неготовности киргизской стороны оформить документы, необходимые для начала строительства, считают в российской компании — операторе проекта «Интер РАО».
Межправсоглашение о сооружении гидроэлектростанции подписано министрами энергетики России и Киргизии в сентябре 2012 года. Ее пуск должен покрыть растущие потребности Киргизии в электроэнергии. Кроме того, российская сторона настаивает, чтобы часть вырабатываемого электричества продавалось за рубеж. С этой целью планируется построить ЛЭП на 500 кВт в Казахстан, Китай и Пакистан. По условиям соглашения российская сторона полностью финансирует проект, а киргизская — вносит свою половину в виде права пользования землей, на которой строится ГЭС.
Как пояснили в «Интер РАО», схема подготовки к строительству такова: пока разрабатывается технико-экономическое обоснование, Бишкек обязан предоставить право на пользование земельными участками на территории строительства ГЭС. Затем в рамках дополнительной эмиссии акций должен быть сформирован уставный капитал специально созданной компании — ЗАО «Камбаратинская ГЭС-1». Из средств вновь созданной компании и будет оплачена разработка ТЭО. При этом обоснование, подготавливаемое канадским консорциумом SNC-LavalinInternational и российской компанией «Энекс», должно было бы появиться уже в конце февраля (работа над ним началась осенью 2013 года), но, видно, не судьба.
— Российская сторона средства на проведение ТЭО подготовила, но не может отдать их в уставный капитал «Камбаратинской ГЭС-1». Причина в том, что Киргизия пока не готова внести свою половину, то есть предоставить право пользования землей для строительства гидроэлектростанции. Нерешенный вопрос землеотвода существенно тормозит реализацию проекта, — рассказали в «Интер РАО».
Впрочем, в Бишкеке считают, что процесс идет нормально.
— Правительство Киргизии предоставило право собственности на право пользования земельными участками под строительство ГЭС. Участки переданы оператору проекта с нашей стороны — компании «Электрические станции», —заявили в минэнергопроме Киргизии.
Однако российская сторона считает, что сделано это было без учета местного законодательства.
— Постановления правительства Киргизии по земле принимались уже дважды, в феврале и сентябре 2013 года, и оба раза они противоречили киргизскому же законодательству, в связи с чем не могли быть применены, — говорят в «Интер РАО». — Например, формулировка «право собственности на право пользования земельными участками» некорректна — не может быть права собственности на право. Россия направила в Бишкек рекомендации по доработке документов, в настоящий момент они рассматриваются.
Какова дальнейшая судьба проекта, пока остается неясным. Киргизская сторона полагает, что всё в порядке, российскую не устраивают сроки подготовки документации и вообще отношение к проекту, нужного в первую очередь самой Киргизии.
Каскад Камбаратинских ГЭС начали строить в 1986 году. Однако после развала СССР их сооружение было прекращено из-за недостатка средств. В 2008 году Бишкек вернулся к проекту и даже построил Камбаратинскую ГЭС-2 мощностью 360 МВт. Но на возведение в разы более дорогостоящей ГЭС-1 тогда средств не хватило.
Правила комментирования
comments powered by Disqus