Посевы опиумного мака в Афганистане и отчеты об их успешном искоренении растут с одинаковой скоростью
Власти Афганистана заявили, что в ближайшие пять лет намерены сократить на 50 процентов производство опиатов и количество посевов опиумного мака в своей стране, а в перспективе, через 10-12 лет – вообще уничтожить нелегальную наркоторговлю.
США за последние 10 лет потратили несколько миллиардов долларов на борьбу с выращиванием мака в Афганистане, однако героина в стране производится все больше. Одновременно Вашингтону постоянно приходится отвергать обвинения в том, что он закрывает глаза на очевидную причастность к наркоторговле высших лиц в афганском правительстве – ради сохранения власти президента страны Хамида Карзая.
На специальной международной конференции в Кабуле, посвященной выработке современной стратегии борьбы с наркоторговлей, руководители МВД Афганистана сообщили о подготовке сразу нескольких важных профильных документов, с помощью которых страна сможет добиться поставленных целей, в первую очередь о новой редакции "Закона о борьбе с наркотиками".
Недавно ООН опубликовала отчет о состоянии наркоторговли в Афганистане, согласно которому в этой стране производится 74 процента всего мирового героина.
Правительство США также представило собственные данные, свидетельствующие о том, что производство опиумных наркотиков сегодня в Афганистане заметно превышает показатели 2002 года, когда страной правили талибы, причем в Вашингтоне смотрят на положение дел еще пессимистичнее, чем в Нью-Йорке, что афганские преступные сообщества поставляют на мировой подпольный рынок до 90 процентов всего героина. Причины ухудшения ситуации, по мнению и Управления ООН по наркотикам и преступности, и американских правительственных экспертов, очевидны – неуклонный рост спроса на героин на улицах городов богатых стран мира, и по-прежнему крайне тяжелое экономическое положение, и военно-политический кризис в самом Афганистане.
Начиная с 2002 года Соединенные Штаты потратили от 6 до 10 миллиардов долларов на борьбу с наркоторговлей в Афганистане и антинаркотическую пропаганду среди афганских крестьян, до сих пор не видящих опиумному маку другой прибыльной альтернативы. Особых успехов, как свидетельствует последний отчет Генеральной инспекции правительства США по вопросам восстановления Афганистана, мягко говоря, добиться не удалось – если сегодня под опиумными посевами в стране, по приблизительным подсчетам, занято около 200 тысяч гектаров земли, то в 2001 году, когда у власти в Кабуле находились талибы, они занимали лишь 8 тысяч гектаров. Однако специальный посланник США в Афганистане, заместитель Госсекретаря по вопросам борьбы с международной наркоторговлей и преступностью Уильям Браунфилд уверен, что сейчас Вашингтону не следует сворачивать начатые программы и прекращать усилия:
– Когда Талибан раньше боролся за искоренение наркоторговли, в отличие от нынешних времен, когда талибы поощряют выращивание опиумного мака и производство и торговлю героином, в результате чего гибнут тысячи, если не миллионы людей и в Афганистане, и во всем мире, они контролировали всю правоохранительную систему в стране. А сегодня Талибан использует всю свою власть, все рычаги давления, опыт запугивания и террора, все свое оружие и боевые отряды для того, чтобы препятствовать искоренению практики выращивания мака. Как ни парадоксально, сегодня ситуация в этой сфере выглядит намного более сложной, чем в те годы, когда талибы находились у власти.
– Несмотря на потраченные американские деньги, выращивание мака в Афганистане в последний год выросло почти на 40 процентов…
– Данные Организации Объединенных Наций свидетельствуют о росте площадей посевов мака на 33-34 процента в последние годы. Однако на проблему можно взглянуть несколько глубже. Те же данные показывают, что производство чистого героина осталось на прежнем уровне или даже несколько снизилось. Это означает, что новые посевы появляются в непригодных для какой-либо сельскохозяйственной деятельности районах, в практически пустынных областях, где мак растет очень плохо и где из собранного урожая можно изготовить очень малое количество опиума. Одно дело, когда в плодородных краях под посевами мака занято 10 тысяч гектаров земли, и совсем другое – когда такие посевы занимают 15 тысяч гектаров бесплодной пустыни. Данные ООН не учитывают, сколько именно лабораторий по производству героина было обнаружено и уничтожено, сколько тонн наркотиков перехвачено и конфисковано спецслужбами и сколько миллионов долларов было найдено у арестованных наркоторговцев, пытавшихся отмыть нелегальные доходы. В целом это гораздо более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд, когда мы рассуждаем о чистом увеличении площадей под маковые посевы.
– Бывший глава кабульского отделения Управления ООН по наркотикам и преступности Жан-Люк Лемайо в начале этого года заявил, что наркоторговля может привести к настоящему развалу Афганистана на мелкие криминальные государства, если правительство этой страны и мировое сообщество не утроят усилия по борьбе с этой угрозой.
– Я согласен с тем, что любая страна мира, в которой процветает разветвленная сеть торговцев наркотиками, находится в опасности, потому что криминальные сообщества такого года располагают миллиардами долларов, обширным арсеналом оружия, кровожадными намерениями и хитроумными планами подкупа представителей власти и желанием проникнуть во все структуры государства. Не думаю, что Афганистан сегодня стоит перед неминуемой угрозой развала. И правительство страны, и афганский народ, и все мировое сообщество заинтересованы в общем и скорейшем разрешении проблемы наркотиков, поступающих из Афганистана.
– Как вы относитесь к критическим высказываниям скептиков, утверждающих, что США и другие западные страны часто закрывают глаза на проблему афганских наркотиков ради того, чтобы помочь нынешнему правительству во главе с Хамидом Карзаем удержаться у власти?
– Я заявляю и могу подтвердить, что правительство США в последние 10 лет проводит в Афганистане самую энергичную и даже агрессивную политику в отношении торговли наркотиками. Мы преследуем наркоторговцев, поддерживаем и помогаем всем, кто стал жертвой их деятельности, а также непрерывно стараемся подыскать для всех малообеспеченных крестьян, вынужденных заниматься выращиванием опиумного мака, достойную альтернативу в области производства сельскохозяйственной продукции. При этом наши цели и задачи не имеют никакой связи с тем, кто именно сегодня находится во главе правительства Афганистана.
– Могли бы вы привести в доказательство конкретные случаи успехов антинаркотической политики США в Афганистане?
– Когда мы, больше 8 лет назад, начали претворять в жизнь наши программы, во всем Афганистане только в шести провинциях совсем не существовало опиумных посевов, а сегодня таких провинций уже 16. Это большой успех. В прошлом году в результате совместной деятельности следователей, прокуроров и судей, объединенных в единый специальный антинаркотический центр, к уголовной ответственности были привлечены более 700 человек, замешанных в наркоторговле.
90 процентов из них, а в отдельных случаях 99 процентов всех арестованных получили реальные тюремные сроки. Когда я был в Кабуле на прошлой неделе, я открывал новый центр содержания задержанных, рассчитанный на 308 человек. Я говорю это потому, что хочу показать, насколько эффективно работают наши объединенные оперативные группы. Кроме того, совместно с афганской национальной сборной по футболу мы запустили новую образовательную программу для более чем 30 тысяч молодых людей, призванную отвлечь их от наркотиков. Она проходит под лозунгом "Футболисты не употребляют героин". Это очень простая фраза, именно такая, которую подросток в возрасте 10, 12, 16 лет поймет легко, – говорит заместитель Госсекретаря по вопросам борьбы с международной наркоторговлей и преступностью Уильям Браунфилд.
Правила комментирования
comments powered by Disqus