Помимо всего прочего, люди делятся на тех, кто, заслышав топот копыт, представляет себе лошадей, и тех, кто представляет себе единорогов. И еще существует поверье, что единорог может встретиться только людям с чистой душой. Автор так и не встретил единорога, но нашел его в культурах, которые можно назвать частью кыргызской культуры, ее древними составляющими.
Для меня как историка важно восстановить белые пятна в нашем знании о прошлом и немного внести собственное видение прошлого. К сожалению, большинство общества введено в заблуждение авторитетом науки и научных деятелей, которые выдают собственное мнение о прошлом и настоящем за истину. Даже в точных науках основополагающие теории меняются чуть ли не каждые 5-6 лет, что же говорить о гуманитарных и социальных науках, которые относятся к неточным наукам. «Мы знаем ответы – только не знаем, какой из них правильный» - это девиз современных наук вообще. Поэтому у исследователя есть только возможность внести свой вклад, свое мнение в разнообразную палитру мнений об окружающем мире в прошлом, настоящем и будущем и защищать его как свое мнение, а не как истину. Если же сам исследователь верит в то, что написанное им и есть правда, то как исследователь он на этом заканчивается. Когда же чье-то авторитетное мнение выдается за истину – это не наука, это идеология, зомбирование. Поэтому открытие единорога в кыргызской культуре и все остальное, что я пишу, это всего лишь мой взгляд, мое мнение и возможно мой вклад. Как говорят кыргызы: «үзүлгөндү улайлы, чачылганды жыйнайлы» - «продолжим прерванное, соберем разбросанное».
Итак по моему мнению, единорог был символом Теӊри и его единственный рог обозначал божественную единицу – начало мироздания, сотворения. Его рог лег в основу головных уборов кыргызов, таких как калпак (http://www.akipress.org/kgcode/news:13822/) и шөкүлө (http://www.akipress.org/kgcode/news:13829/) и показывал связь народа с вечным небом.
Собственно говоря, единорог присутствовал во многих культурах Евразии и, скорее всего, он присутствовал и в кыргызской культуре. По крайней мере, одна вещь из сибирской коллекции Петра Iсодержит в себе сцену терзания кошачьим хищником единорога (датируется дохуннуским временем VII-III вв. до х.э.).
Другая сцена на войлочном подседельнике из Пазырыкского кургана в Алтае, относящаяся к тому же дохуннускому периоду также содержит в себе сцену терзания единорога.
Надо сказать, что образ единорога в прошлом сильно отличается от его образа, знакомого нам по фильмам. В фильмах обычно наклеивают рог на белую лошадь и заставляют ее скакать по какому-нибудь таинственному лесу, пустив или дождавшись тумана для придания мистики и волшебства сцене. Настоящий единорог был с мягким рогом, парнокопытным, часто с бородой с полукозлиной-полулошадиной головой, телом лошади и зачастую без гривы. Хотя наверное уже в древности, когда единорог стал символом неба или солнца, он часто ассоциировался с лошадью. Поэтому наверное в жертву Теӊри приносилась лошадь, Тай-Туяк, так как зачастую в жертвоприношении присутствовала логика – подобное подобному.
Конь-единорог, скачущий по небу и земле, Тыва, курган Аржан II
Непонятно откуда идет этот образ. Некоторые возводят его к носорогу и к его описаниям, дошедшим до разных уголков Евразии из Индии или Африки, другие возводят его к доисторической памяти людей, когда шерстистые носороги водились гораздо севернее. Возможно, людям встречались естественные единороги, как например, это маленькое чудо, косуля, сфотографированная в заповеднике в Тоскане, в Италии в 2008 году.
Эта косуля очень похожа на статуэтку единорога дохуннуского периода, найденного в Ордосе (Внутренняя Монголия), прародине хунну.
Единороги также представлены в хуннуской культуре, как например, эти находки из курганов шаньюев, относящиеся к I веку до х.э. Правда российские и китайские археологи относят образ единорога к заимствованию из Китая, но они везде и про все пишут как о заимствовании тюрко-монгольскими кочевниками от индоевропейских народов или из Китая, что даже смешно как-то (о расизме в археологии в следующих статьях).
В любом случае, по моему мнению, связь единорога с Теӊри, с Богом прослеживается с III тысячелетия до х.э. до вплоть до средних веков. Например, на этой стеле, относящейся к Окуневской культуре (III-II тыс. до х.э.) в Хакасии (Ширинский район) на самом верху виден лик возможно божества, антропоморфных образ высшего создателя.
В средние века в другой части Евразии, единорог становится символом Христа, символом чистоты и жертвенности (смотрите выше сцены терзания единорога, не отсюда ли идет обряд поедания тела Господа в христианстве и во многом ритуальный смысл конины в кыргызской культуре?). Заметим, что единорог нарисован у (мирового) дерева, которое символизирует во многих культурах связь земли и неба (смотрите выше, конь, скачущий по небу и земле). Здесь сцена пленения единорога из серии гобеленов, изготовленных во Фландрии под общим названием «Охота на единорога».
Возможно сцены терзания единорога, это некая связь между творцом в образе солнца, которое горит (умирает) и дает жизнь всему остальному. И если я правильно описал образ единорога, его связь с небом, наверное, кыргызам следует задуматься о деликатесах из конины не как о хорошей закуске к спиртному, а как о каком-то ритуальном действии, которое напоминает о том, что твоя жизнь – это чья-то смерть, но смерть во имя продолжения Жизни.
Правила комментирования
comments powered by Disqus