Считается, что коррупция пронизывает почти все аспекты жизни в Кыргызстане, включая и духовную сферу. Годами хадж – паломничество в Мекку, которое обязан совершить каждый имеющий на то возможность мусульманин – омрачали обвинения в коррупции, в том числе в коррумпированности людей, курирующих процесс распределения ограниченного количества мест на хадж.
Учитывая накладываемые религией обязательства, представители местного духовенства, не видя иной альтернативы, зачастую относятся терпимо и даже молчаливо поддерживают дачу верующими взятки с целью обеспечения возможности отправиться в хадж.
«В этом году я совершил хадж, который стал совершенно особым и священным событием в моей жизни, чему я очень рад, – сияет 55-летний торговец Махамажан из Джалал-Абадской области. – Мне пришлось заплатить взятку в 300 долларов, чтобы мне оформили документы. Я – верующий и знаю, что греховно не только брать взятки, но и давать их, но этого было никак не избежать».
Махамажан, попросивший не раскрывать в публикации его фамилии, рассказал EurasiaNet.org, что получив несколько раз отказ от чиновников, ведающих распределением квоты на хадж, он посоветовался с местным имамом, не стоит ли ему предложить мзду, дабы «ускорить» прием своих документов. Видя, что нет иного пути, имам благословил эту операцию.
В 2012 году стоимость официального пакета на совершение паломничества составила 2 250 долларов с человека, включая получение визы, оформление документов, авиабилет в оба конца, размещение в отеле и питание. Согласно установленной властями Саудовской Аравии квоты, в хадж, который пришелся на октябрь месяц, отправились 4 500 кыргызстанцев.
Получить одно из этих вожделенных мест очень непросто. Теоретически, они распределяются путем розыгрыша лотереи. Но процесс этот непрозрачен и включает в себя финансовые операции с участием посредников, назначаемых Духовным управлением мусульман Кыргызстана (муфтиятом). Как рассказали EurasiaNet.org некоторые паломники, они сумели получить места, лишь «простимулировав» соответствующих чиновников определенной суммой в размере от двухсот до тысячи долларов.
Подобные отдельные факты, подкрепленные чуть ли не ежегодными сообщениями в прессе о связанной с хаджем коррупции, означают, что рассказ Махамажана – далеко не единичный случай. Хотя, по словам местных обозревателей, уровень связанной с паломничеством коррупции снизился после свержения в 2010 году в результате массовых волнений президента Курманбека Бакиева и его продажного семейства, им по-прежнему внушают обеспокоенность скандалы, регулярно вспыхивающие на уровне высшего руководства муфтията – полуофициальной религиозной структуры, курирующей вопросы деятельности всех мечетей в стране, а также квоты на хадж.
Руководить муфтиятом порой может быть весьма опасно. Так, 20 апреля 2010 года, несколько недель спустя после свержения Бакиева в ходе массовых акций протеста, группа неустановленных лиц похитила тогдашнего верховного муфтия страны Мураталы Джуманова, избила его, требуя миллион долларов, и бросила в одном из сел под Бишкеком, приняв за мертвого. Два месяца спустя Мураталы Джуманов от полученных травм скончался. Многие годы он боролся с обвинениями в коррупции. В июне того же года действующий муфтий также был похищен и избит неизвестными, а после госпитализирован с сотрясением мозга.
Вплоть до мая 2011 году вопросами организации хаджа формально ведала госкомиссия по делам религий, председатель которой назначался главой государства. Сегодня весь этот процесс находится полностью в ведении муфтията, представители которого не ответили на неоднократные просьбы EurasiaNet.org об интервью. Хотя муфтият и пообещал повысить прозрачность соответствующего процесса, обозреватели отмечают, что агентство не проводит даже самые простейшие и наиболее насущные реформы и практически ничего не делает для повышения доверия общества к своей деятельности.
Как сообщили в декабре местные СМИ, госкомитет по национальной безопасности (КГНБ) предъявил бывшему верховному муфтию Кыргызстана Чубаку Джалилову обвинения в налоговых нарушениях. В середине 2012 года Чубак Джалилов подал в отставку в обстановке обвинений в коррупции. По словам обозревателей, этот скандал подчеркивает обеспокоенность в связи с деятельностью высшего руководства муфтията. Другие задаются вопросом, нет ли у влиятельного и совершенного непрозрачного ГКНБ иных видов на муфтият и его источники доходов.
«Чтобы искоренить коррупцию, необходимо изменить всю систему, – сказал EurasiaNet.org председатель бишкекского общественного объединения «Конгресс мусульман» Бакыт Нурдинов. – Все выплаты должны производиться посредством банковского перевода, а квоты распределяться равномерно между всеми районами страны. Кроме того, список паломников должен публиковаться в Сети».
Бишкекский аналитик по вопросам религии Кадыр Маликов, называющий себя верующим, призывает муфтият не останавливаться на этом. «Муфтий Кыргызстана должен выработать и предложить конкретные шаги и график реформ. В вопросах финансовых потоков должна быть полная прозрачность», – сказал он EurasiaNet.org. Если муфтият не раскроет своей бухгалтерии, государство «должно вмешаться и передать осуществление связанных с хаджем процессов и услуг турагентству, выбираемому на основе [открытого государственного] тендера», – говорит он.
Кадыра Маликова беспокоит, что коррупция дискредитирует муфтият, а это «может привести к быстрой радикализации» представителей разочарованного мусульманства.
С момента свержения Бакиева руководство Кыргызстана регулярно признавало факт наличия такой проблемы, как коррупция, но особо в деле избавления от этого зла власти не продвинулись. Страна по-прежнему занимает одну из нижних строчек ежегодного рейтинга организации Transparency International «Индекс восприятия коррупции», заняв по результатам декабрьской оценки 154 место в списке из 174 стран.
Коррупция настолько вошла в повседневную жизнь Кыргызстана, что, по словам представителей местного духовенства, у них нет другого выбора, кроме как мириться с этим явлением. Как поведал EurasiaNet.org один из мулл города Оша, он велит своим прихожанам воспринимать необходимые взятки как акт благотворительности, мотивируя это тем, что награда за совершение хаджа перевешивает грех подкупа.
«Вся система хаджа коррумпирована, так что если хочешь совершить паломничество, не давая взятки, или, как мы говорим, «не подмазывая чиновников», в итоге можно прождать 20 лет, – сказал этот мулла, пожелавший остаться неназванным. – Если ты мусульманин, и совершение хаджа есть твоя обязанность, и если тебе приходится давать взятку, нужно сказать себе: «Я даю эти деньги в качестве благотворительности». И пусть те, кто берет взятки, отвечают за свои деяния».
Источник: http://russian.eurasianet.org/node/59812
Фото: boston.com
Правила комментирования
comments powered by Disqus