Процесс над фанатиками закончился в Уртачирчикском районе Ташкентской области. Как пишет «Ташкентская правда», молодежь на занятия «по изучению ислама» заманил через Интернет некто Тулкин Нематов.
Он снял специально квартиру в Тойтепе и годами на «занятиях» вбивал в неокрепшие умы идеи «джихада», учил борьбе за власть. Активисты подполья Камолиддин Ортикбаев и Рифхат Темирбоев попали за решетку, часть «верующих» скрылась.
Чем привлекает молодежь идеи ваххабизма и салафизма?
К ним относятся, прежде всего, образовательные моменты – большинство мусульман, увлекающихся салафитской идеологией, не имеют достаточного религиозного образования в духе исламского традиционализма, что делает их легкой "добычей" даже для самых неквалифицированных радикальных проповедников.
Простота салафитской идеологии и легкость ее восприятия делает "целевой аудиторией" проповедников радикализма и мусульман-неофитов из русских и других немусульманских народов. Часто, только начав изучать ислам, молодые люди оказываются под влиянием именно простых, понятных и доступных салафитских идей.
Салафизм распространяется, как правило, среди бедных. Некоторый эгалитаризм, содержащийся в данной идеологии, не может не привлекать молодых людей, стремящихся найти собственную идентичность, заявить о себе.
Очень серьезным фактором является недостаток авторитета традиционного мусульманского духовенства. Зачастую муфтии и имамы попросту не имеют рычагов влияния на верующих, являясь не более чем "директорами мечетей" и никак не духовными пастырями, религиозными лидерами и авторитетами.
Играют свою роль и противостояние разных религиозных структур, дискредитирующих друг друга, и часто встречающаяся недостаточная грамотность и порядочность в отношении к своим обязанностям со стороны имамов и даже муфтиев. Салафитские проповедники легко используют их себе на благо.