Почему наши женщины, вместо того чтобы стать пьедесталом для своих мужей, предпочитают роль незаконных жен? Есть ли шанс у токалок зарегистрировать свои отношения с солидными агашками? Сначала об этом спорили на кухнях, потом озаботились народные избранники, и все это время за процессом внимательно следят ученые, занимающиеся гендерной политикой в нашей стране. Интервью с Замза Кодар, членом экспертного совета Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Казахстана.
- Замза Муташовна, в своих публикациях вы пишете о том, что институт семьи в Казахстане переживает глубокий кризис, по своим масштабам превосходящий кризис экономический. Вопрос о токалках, который периодически поднимают с самых высоких трибун, вероятно, тоже одно из проявлений этого кризиса. Как вы думаете, закон о многоженстве в нашей стране будет принят?
- Я залезла в Интернет после того, как в очередной раз бывший вице-министр сельского хозяйства РК Марат ТОЛИБАЕВ поднял этот вопрос, и увидела, что общество буквально взорвалось. И хотя в модели моногамной семьи больше преимуществ, думаю, закон о многоженстве на каком-то этапе примут, потому что, во-первых, он без конца муссируется.
Во-вторых, представители сильного пола активно его поддержат. Последние исследования показали: почти 40 процентов наших мужчин за многоженство.
В-третьих, скажется исламское влияние. По Корану мужчине позволено иметь до четырех жен.
В-четвертых, сыграет свою роль число разводов, которые являются показателем готовности общества к принятию полигамии.
За первое полугодие 2013 года в Алматы было зарегистрировано 6698 браков и 2670 разводов. На 1000 человек приходится 3,6 развода.
Ситуацию, когда человек в течение жизни женится несколько раз, современные ученые называют постепенной полигамией. Наша статистика брачных разводов показывает, что это явление уже присутствует. И оно было предсказано в 1970 году Элвином Тоффлером, американским социологом и философом в книге “Шок будущего”.
Все вышеперечисленное, вместе взятое, является иллюстрацией того, что семейные ценности в нашем обществе сходят на нет. Как ученый я считаю, что институт токалок - это откат в прошлое, шаг назад. Но в будущем все-таки нас ждут сводные семьи.
- Каждый раз вопрос о многоженстве поднимают мужчины, находящиеся на вершине власти, а женщины отмалчиваются?
- В свое время депутат Бахыт Сыздыкова выразила отрицательное отношение. Айгуль Соловьева сказала свое слово: мы ратифицировали конвенцию о дискриминации против женщин. Она считает, что многоженство дискриминирует женщин. Она права.
- Может быть, вместо того чтобы дать дорогу во власть женщинам, которых там очень мало, мужчины-депутаты таким образом указывают им место - будь токал?!
- Скорее мужчины хотят узаконить то, что уже есть. Но ведь и женщин никто силком не заставляет быть токалками, каждая сама добровольно принимает это решение. Исследователь Гульнара Ибраева говорит о том, что есть браки с повышением, есть с понижением. Если девушка выходит замуж за богатого мужчину, успешного человека, это будет брак с повышением. В этом браке партнеры потом выравнивают свои статусы, в какой-то момент такой брак благоприятно сказывается на судьбе девушки. Сейчас происходит легализация токалства. Почему молодые девушки соглашаются? Потому что они сразу получают брак с повышением. Исследования в Киргизии показали, что токалки на самом деле считают себя законными женами. Исследовательница отмечает, что такая брачная модель все более становится желательной для молодых девушек. Даже книги появляются о счастливой жизни токал и рекомендации в красивых обложках, например: “Мужчина как способ заработать”.
Я знаю красивую женщину 30 лет, которая откровенно рассказывает о мотивах своего выбора: “Я посмотрела по сторонам - вокруг только те, кто еще лет 10 будет добиваться, чтобы у меня и моих детей была нормальная жизнь. А у этого мужчины есть деньги, он за мной красиво ухаживал, и я за ним как за крепкой стеной”. Молодежь хочет здесь и сейчас. Сразу получить все.
Наверное, не стоит всю вину за возникшую ситуацию сваливать на девушек и их покровителей. Сравнивая моральный облик нашего поколения и поколения наших детей, мы должны помнить, что, выживая в трудные 90-е годы, показали своим детям пример, как мы должны приспосабливаться. А они перекинули увиденные уроки на семейно-брачные отношения.
Я для себя когда-то отметила, что перестройка сказалась негативно на отношениях родителей и детей: очень часто если родители бедные и не могут дать своим чадам то, что они хотят, дети их меньше уважают, претензии предъявляют...
Думаю оттуда, с времен перестройки, когда не было стабильности и висела угроза элементарно остаться семье без ужина, усиливается желание многих девушек видеть рядом с собой мужчину, который возьмет ответственность за нее и ее детей.
Я присутствовала на диспуте, когда шла речь о том, что идет деградация мужчины, снижается ценность семьи и так далее. Про инфантилизм мужчины в обществе зашла речь. Многие дамы высказывались, и было ясно: никто не желает терпеть возле себя неуспешного мужчину.
Мы теряем патриархальные ценности. Может быть, это и есть трагедия нашего поколения, что мы не возносим наших мужчин, как наши мамы.
Женщина становится сильнее, забирает какие-то мужские функции, в семье является хозяйкой... На самом деле женщина много решает, оставаясь скрытым лидером.
- Вы считаете, что нынешние токалки начинают заботиться о правах своих детей? Можно предположить, что закон о многоженстве продавят те же токалки, потому что у них большой шанс пробиться наверх?
- Почему нет?! Рычаги влияния у кого? У их мужчин!
Мы их токалками называем, а на самом деле это любовницы. Токалками они могли бы быть, если бы находились в браке. Им и их детям нужен такой закон. В нашем обществе замужняя женщина имеет более высокий социальный статус. Но после того как токалок узаконят, начнут узаконивать однополые браки. Вот этого бы не хотелось.
Я ездила в Шымкент, мы проводили исследование, и даже там, казалось бы, на консервативном юге, часть населения выражает лояльное отношение к сексуальным отношениям с лицом того же пола…
Но я бы не хотела на такой грустной ноте заканчивать нашу беседу. Расскажу вам, что меня поразило в прошлом году. Культурный центр “Иртыш” пригласил меня на лекцию о полноценной счастливой семье. Меня приятно удивило, что люди приезжали послушать лекторов из дальних уголков нашей страны за свой счет, у них была потребность говорить на эту тему, искать ответы на свои вопросы, что нужно для того, чтобы семья была гармоничной.
На лекции супруги из Испании рассказали о своей семье (у них пятеро детей), как они проводят лето, куда ездят, о своих романтических отношениях…
- Неужели у нас в Казахстане нет людей, которые могут поделиться таким опытом?
- Возможно, есть, мы просто не уделяем этому внимания.
Правила комментирования
comments powered by Disqus