90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

На первую, вторую – рассчитайсь! Вторые жены в странах ЦА – явление не повсеместное, но очень популярное

11.03.2014 17:18

Общество

На первую, вторую – рассчитайсь! Вторые жены в странах ЦА – явление не повсеместное, но очень популярное

В конце февраля центрально-азиатский сайт CA-News провел среди своих Интернет- пользователей опрос на тему многоженства в регионе, и его результаты показали, что вторые жены в странах ЦА – явление, пусть не повсеместное, но очень популярное. Причем, причины такой популяризации кроются отнюдь не в канонах ислама.

КАК-ТО незаметно получилось, что среди моих знакомых объявилась сначала одна, потом вторая, а затем и третья «вторая жена». И если раньше о них я только слышала от знакомых моих знакомых, то теперь это уже мое близкое окружение. Вот их короткий собирательный портрет:

Они молоды, но не очень – им за 30, они были когда-то замужем, но неудачно, у них есть дети от первого брака, но нет поддержки от их отца, и все они нуждаются в деньгах. При этом они родились и выросли в Душанбе, они красивы, у них есть здоровые амбиции и кое-какая работа, которая, в принципе, могла бы их прокормить, но не досыта. И еще все они считают, что без мужика в Таджикистане сложно.

- Практически невозможно, - считает первая «вторая жена». - Ты остаешься одна, город маленький. Все это знают и начинают доставать на работе, дома. Ползут сплетни, и меня это напрягает.

- Зарабатывать в Таджикистане так, чтобы суметь не то, чтобы жить на широкую ногу, но хотя бы позволить нормально питаться-одеваться и еще дать образование детям - под силу только мужчине, - считает другая.

- Мне 35, у меня два ребенка от первого брака. Разве с таким «багажом» здесь можно выйти нормально замуж? – спрашивает третья.

Ни одна из них не сказала о том, что статус «второй жены» она выбрала только из-за религиозных убеждений. К слову, все три женщины – мусульманки. Да, и еще ни одна из них не призналась, что влюбилась так, что пошла против морали светского государства.

Как они относятся к «первым женам» своих мужей? Никак. Вернее – никак недружелюбно. Естественно, «первые жены» их мужей на порядок старше, и возраст – это, пожалуй, самая безобидная тема, над которой они шутят.

Как относятся «первые жены» их мужей к ним? Они их «бомбят». С завидной периодичностью и с помощью своих старших детей. Чаще – сыновей. Одна из моих знакомых «вторых жен» неделю сидела в собственной осажденной квартире без возможности выйти на улицу, т.к. во дворе караул несли взрослые дети ее мужа…

А что говорят мужья моих знакомых «вторых жен»? Они признаются, что просто влюбились, даже трогательно рассказывают об их первой встрече. А вот истерики своих первых жен связывают с незнанием канонов ислама. «Да что с них взять? В СССР выросли!»

- Но ведь в исламе многоженство допускается только в экстренных случаях.

- Так они же без мужчин живут! А это и есть экстренный случай! В Таджикистане без мужика сложно. Практически невозможно, - оправдываются они.

Кстати, ни один из участников таких браков не рассматривает тот факт, что многоженство в республике - уголовно-наказуемое деяние.

Рекорд по многоженству принадлежит кенийцу Ансентусу Акуку по прозвищу Опасный. За свои 90 лет Акуку успел жениться 100 раз. Свой первый брак африканец заключил еще в 1939 году в возрасте 19 лет. Последнюю – сотую жену он взял в 72 года. Свое прозвище он, как нетрудно догадаться, получил как раз за то, что никому не оставлял шансов в борьбе за женщин.

Экономический фактор победил

КОНЕЧНО, мои знакомые - не последняя инстанция, и многоженство в Таджикистане, да и во всех странах региона (а по статистике, это явление набирает обороты во всех республиках Средней Азии) имеет разные лица. Но эксперты склоняются к тому, что ключевым фактором возникновения «вторых жен», несмотря на растущую популярность ислама, является все же экономический фактор. Интересно, что сегодня полигамия официально разрешена в нескольких десятках стран, и значительная часть из них - это беднейшие страны Азии и Африки.

При этом, в ряде арабских государств, население которых живет по законам шариата, многоженство – явление крайне редкое. В Саудовской Аравии, Сирии и Ираке полигамные браки составляют 5% от общего числа семейных союзов, а в государствах Персидского залива - до 8%. Кстати, согласноисследованиям, проведенным Центром социально-экономических исследований «Стратегия» в 2012 году, полигамные браки в Таджикистане тоже составляют порядка 8%.

Вот что говорит по этому поводу Валерия ПОРОХОВА - мусульманский общественный деятель, переводчик Корана:

«Процент подобных браков в странах Востока чрезвычайно низок. А в таких странах, где женщины более эмансипированы, как Сирия, Ливан, Иордания, за редким исключением, многожёнство практически отсутствует. Истинное единобрачие - есть идеал и совершенная форма человеческой любви. В 4-й суре (Ниса) Корана в 3-м аяте сказано: «Берите в жены тех, которые любимы вами, будь-то одна, иль две, иль три, иль четыре, но если есть в вас страх, что справедливость вы к ним не соблюдёте, берите в жены лишь одну». Когда читаешь подобные аяты Корана, очень важно хорошо знать арабский язык.

Здесь слова насчет боязни, «что справедливость не соблюдёте» звучат как предостережение. Если вам ее не соблюсти, берите лишь одну, ибо люди - не ангелы, остаются людьми всегда. Человек не может при здоровой и добропорядочной жене ради похоти просто взять и жениться. Те, кто ссылается в этом вопросе на Пророка Мухаммада, должны знать, что браки, заключенные им, были в большинстве своем социально-политическими. В наши дни полигамия может быть одобрена и разрешена в особых случаях, как, например, если женщина по состоянию здоровья не может иметь детей или же когда речь идёт о социальных и военных катаклизмах. Но даже в таких случаях согласие первой жены, согласно исламу, играет немаловажную роль».

При этом в Таджикистане отличительной особенностью многоженства является то, что о наличии вторых жен первые узнают от «добрых» людей, а не от мужа, и одинаковое обеспечение обе женщины получают очень редко.

- Фактически сегодня вторыми женами называют обычных любовниц, - говорит эксперт в области религии и права Умар САФАРЗОД. - Отличие лишь в том, что с ними заключается никох. Это единственное условие, предписанное Кораном, которое выполняют наши мужчины, заводя себе вторую жену.

О том, что растущее многоженство не связано с исламом, говорят и в соседних странах региона. Например, директор казахстанского Научно-исследовательского центра «Санге» Жанар ДЖАНДОСОВА утверждает: «Количество казахских девушек, согласившихся стать вторыми женами, было бы значительно меньше, если бы было больше нормальных возможностей для продвижения. У женщин существует эндемичное желание улучшить свое положение в обществе, и для слишком многих из них статус второй жены является единственным вариантом, чтобы получить доступ к финансам мужчины».

«Сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства наказывается штрафом в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров заработной платы или исправительными работами на срок до 2 лет. Крайняя мера – ограничение свободы на срок до 5 лет». Статья 170 УК РТ.

Женщины, есть хорошие новости

ВПРОЧЕМ, среди моих знакомых и даже знакомых моих знакомых не нашлось ни одного памирца, который имел бы вторую жену. Пришлось проводить опрос среди коллег, потом коллеги проводили опросы среди своих друзей, потом искали в Интернете – пусто. Так что не нашлось ни одного памирца, который бы состоял в полигамном браке.

- На Памире полигамия действительно не получила широкого распространения, - говорит общественный деятель Киргизбек КАНУНОВ. - Во-первых, памирцам - приверженцам исмаилитского учения не позволяется заводить вторую жену. Согласно учению мусульманской общины исмаилитов, они вправе иметь только одну жену. Во-вторых, согласно традициям памирских исмаилитов и наставлениям их духовных глав, они обязаны следовать законам стран проживания. И так как в светском Таджикистане многоженство незаконно, поэтому им следует соблюдать это правило. Ну и, в-третьих, в сегодняшних социально-экономических реалиях Памира иметь вторую жену - это совсем непросто. 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

11.03.2014 17:18

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Эгемберди Эрматович Эрматов

Эрматов Эгемберди Эрматович

Председатель госкомиссии по Госязыку

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$3,65 млрд

государственный долг Кыргызстана на конец 2014 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30