Большинство кыргызов, которые сбежали из-за восстания 1916-го года в Китай, хотели потом вернуться назад: далеко не везде в Китае их ждали с распростертыми объятиями. Некоторые вернулись уже в 1917 году, другие – на несколько лет позже, третьи – остались в Китае навсегда (хотя в период нескольких десятилетий после Второй мировой войны, после прихода к власти Мао Цзэдуна, как возвращение кыргызов в CССР, так и обычные контакты с родственниками были невозможны).
О тогдашнем положении кыргызов рассказывали в 2007 г. Рассказчики, два кыргыза, живут сейчас на территории Китая, Или-Казахской автономной области:
После переселения кыргызов их просили не вмешиваться в политику. В 1918 году правительство им даже запретило пользоваться оружием, с помощью которого они охотились за животными. Кыргызам трудно стало жить. Они стали рабами китайцев. Китайцы над кыргызами издевались, они жили в старых палатках, им нечего было есть и носить. Большинство из них умерло зимой от голода и холода. Китайцы их не жалели, они говорили «один труп человека стоит меньше, чем один осел, осел стоит 9 юань, а труп человека - 3 юаня, пусть умирает».
Вначале здешние кыргызы не умели держать скот, так как, в основном, они охотились. Место, в котором они жили, было очень подходящим для разведения скота, чтобы пить молоко, они держали коров, потом лошадей и ослов. После этого кыргызы начали сеять зерно – пшеницу, кукурузу, и вести современное хозяйство у них получалось.
После переселения кыргызы перестали исповедовать ислам. Половина из них перешла в буддизм (как монголы), верила в шаманизм, молилась змеям или делала из материала форму змеи и молилась…
Там еще жили монголы, поэтому они говорили на монгольском. В 1947 году открылась школа, но здесь дети изучали только китайский и монгольский языки. Некоторые кыргызы, сбежавшие в Китай из-за восстания 1916 г., вернулись после октябрьской революции, в некоторых случаях им даже удалось сохранить свое влияние и положение.
Айдарбек Сармамбетов, внук Сармамбета Кыдырбая |
Сармамбет Кыдырбай уулу. Айдарбек Сармамбетов. 59 лет. Живет в Бишкеке. Журналист, писатель. Родом из села Жаны-Арык Ак-Суйского района Иссык-кульской области.
До Октябрьской революции 1917 года в Ак-Суйском уезде управителем (болуш – на кыргызском языке) был Кыдыр аке. Он, когда постарел, сказал, что устал и предложил избрать вместо себя нового болуша. Тогда и мой дед Сармамбет Кыдырбай уулу дважды был избран болушом. По тогдашней традиции болуша избрали представители, делегаты аилов данного уезда из числа кандидатов, выдвинутых из среды правящего сословия. Во время восстания 1916 года Сармамбет, как и другие сородичи, убежал в Кашкар (Кашгар) и вернулся назад после установления советской власти. Возвращенцы из нашего и близлежащих мелких аилов образовывали отдельное болушство во главе моим дедом Сармамбетом. Таким образом, при новой власти он 12 лет был болушом или председателем сельской управы. С началом коллективизации, когда начались выявления врагов народа в 1932 году, дедушка был арестован. После крушения СССР открылась возможность для выяснения обстоятельств ареста Сармамбета.
По архивным документам мы узнали, что его арестовали по доносу, который написала проигравшая сторона на выборах болуша до 1917 года. Но в первый раз люди заступились за него и дедушку выпустили. Однако в 1937 году он снова был арестован, и в следующем году дедушку расстреляли в Каракольской тюрьме. Я сам провел исследование и нашел людей, которые знали дедушку или сидели в тюрьме вместе с ним. Например, Туратбеков, одно время был министром сельского хозяйства Киргизской ССР, был писарем у дедушки. Академик Кусейин Карасаев многое рассказал о нем.
О том, как расстреляли дедушку, рассказал его сокамерник из поселка Ивановка Иссык-Атинского района. Так, по его словам, дедушку обвинили в том, что он потомок манапа, то есть правящего класса и богатый. На самом деле, его отец и дедушка были из баев и были болушами. Он, скрыв свое социальное происхождение, стал председателем сельской управы. После расстрела дедушки, бабушка умерла через год от горя. Потому что их дом и скот отобрала новая власть, а самих выгнали на улицу.
Тогда отцу было 13 лет. Он о мытарствах тех лихих лет много вспоминал с горечью. Его младшему брату было 7 лет, а самому младшему – 1,5 года. Некоторые односельчане выпускали на них собак, обзывая отпрысками богачей и врагов народа. Отец решил пойти жить к тете, точнее, старшей сестре отца, которая жила в селе Кара-Ой в районе нынешней Чолпон-Аты. Он самого младшего брата оставил у кого-то из дальних родственников и с младшим семилетним братом голодные, босые добрались до с.Кара-Ой пешком за неделю. Тем, кто расстреляли моего дедушку и другим поставлены памятники, а о жертвах молчат.
Дедушка Сармамбета Кыдырбай уулу был оправдан в 1956 году.
Правила комментирования
comments powered by Disqus