Правозащитник Шухрат Рустамов уверен, что планируемые новшества не улучшат ситуацию с правами человека в Узбекистане. А слово "демократия", по его мнению, в Конституции используется лишь для связки слов.
Сообщение СМИ Узбекистана о том, что депутаты Олий Мажлиса (Парламента) занимаются законопроектом, которым планируется внести ряд изменений и дополнений в Конституцию, вызвало недоумение у одного из наиболее искушенных в законодательстве правозащитников - Шухрата Рустамова.
По его убеждению, начиная с 1996-го года, все изменения, внесенные как в Конституцию, так и в кодексы и законы, антидемократичны и направлены на укрепление созданной в стране коррупционной системы. Ничего хорошего Рустамов не ждет и от очередных новшеств.
«Как можно закрепить то, чего нет?»
В СМИ об этих новшествах сообщается очень скупо, говорится, в основном, о расширении полномочий парламентского и общественного контроля, а также передачи части полномочий президента премьер-министру.
«Я нигде не нашел текста этих изменений, но смеяться можно уже сейчас», - говорит Рустамов.
По его словам, фраза: «изменения в Конституцию закрепляют институт общественного и гражданского контроля», что может вызвать только недоумение.
«Где эти институты? Как можно закрепить то, чего нет?» - удивляется Рустамов.
Правозащитник прошелся по шести статьям Конституции, в которые планируется внести изменения -32, 78, 93, 98, 103 и 117, и высказал свои соображения.
Статья 32: Зачем переписывать то, что не работает? что граждане имеют право право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Какие изменения можно внести в текст, в котором написаны правильные слова о самоуправлении, проведении референдумов и демократическом формирования государственных органов? Какой смысл это делать, если статья не работает?»
Статьи 78, 93 и 98: от перемены мест слагаемых…
«Касательно полномочий Олий Мажлиса, президента и Кабинета Министров – их можно изменить, расширить или перераспределить, но в итоге народу это даст «полный ноль».
Передача полномочий может привести или к новому витку коррупции в стране, или, в лучшем случае к снятию премьер-министра Шавката Мирзиёева за невыполнение обязанностей, которые на него возложат»
Статья 103: с полномочиями хокимов действительно нужно разобраться
«В первом абзаце статьи говорится, что «хоким области, района и города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия», а второй сообщает о существовании при хокимах Кенгашей (Советов), деятельность которых регулируется законом.
Слово «единоначалие» антидемократично, и его обязательно следует убрать из статьи 103».
Статья 117: кому выгодно менять избирательную систему?
«В этой статье нечего менять – разве что с целью сократить или удлинить срок полномочий какого-то выборного органа или лица».
Вывод: никаких поводов для оптимизма
Просмотрев статьи, в которые предполагается внести изменения, Рустамов сделал однозначный вывод: «никаких положительных результатов не жду, жду только ухудшение жизни народа».
В этой мысли его укрепили и опубликованные информационной службой Законодательной палаты Олий Мажлиса славословия фракций официальных партий Узбекистана.
«Такое впечатление, что слово «демократия» они используют для связки слов», - говорит Рустамов.
Рустамов считает, что простой народ интересуют конкретные вопросы:
Насколько подешевеет плата за газ?
Когда наступит бесперебойная подача электричества в городах и селах?
Долго ли ждать появления справедливости в судебно-правовой системе?
Ни одно из планируемых изменению в Конституцию не дает ответов на эти и многие другие вопросы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus