Обнародованные недавно документы, судя по всему, устанавливают взаимосвязь между руководством шведской компании, обвиняемой в даче взятки с целью обеспечения своего выхода на телекоммуникационный рынок Узбекистана, и Гульнарой Каримовой, дочерью руководителя означенной республики, Ислама Каримова.
В настоящее время в Швеции и Швейцарии проводятся два отдельных расследования по делам о взяточничестве и отмывании денег, возбужденным осенью прошлого года. Руководство компании, выступающей фигурантом расследования, а именно шведско-финского предприятия TeliaSonera, настаивает, что в компании царит «нетерпимость по отношению к коррупции». Руководство неоднократно отрицало свою причастность к подкупу, а также заявляет, что не имеет понятия о сделках с Каримовым или членами его семьи. Однако доказательства, недавно представленные шведскому суду стороной обвинения, судя по всему, подрывают эти утверждения.
Шведское коррупционное дело было спровоцировано программой о журналистском расследовании, вышедшей в эфир осенью прошлого года на канале SVT. В числе документальных свидетельств – электронная переписка руководителей данной компании, в которой говорилось, что партнером по переговорам, по их представлению, являлся посредник Гульнары Каримовой, яркой и противоречивой фигуры, которую в одной из обнародованных Wikileaks дипломатических депеш США характеризовали как «самую ненавидимую личность» в Узбекистане.
Компания TeliaSonera твердо стоит на своем. В заявлении от 8 января компания еще раз повторила, что ее невиновность будет доказана, и «в ходе расследований будет установлено, что компания никого не подкупала и отмыванием денег не занималась».
Расследование по делу TeliaSonera касается событий 2007 года, когда концерн, как подозревают, произвел неправомерные выплаты с целью выхода на рынок сотовой связи Узбекистана путем приобретения доли в компании, превратившейся впоследствии в Ucell. А конкретно, утверждается, что концерн TeliaSonera произвел сомнительные выплаты в размере порядка 333 млн долларов в адрес компании Takilant Limited, которая, по характеристике программы SVT, является “маленькой компанией, весь персонал которой состоит из всего одной женщины, в одном из налоговых убежищ» и управляется из Гибралтара гражданкой Узбекистана по имени Гаяне Авакян – женщиной, публично фигурирующей на фотографиях в обществе Каримовой и считающейся приближенной дочери президента.
Среди электронной переписки, попавшей в поле зрения следствия, имеются сообщения, которыми обменивались представители компании с Бехзодом Ахмедовым, являвшимся на тот момент времени, по характеристике одного из руководителей TeliaSonera, посредником Каримовой. В этой корреспонденции Ахмедов обговаривает с представителями TeliaSonera подробности соглашения, которое в ближайшем будущем должно было обеспечить ее выход на рынок сотовой связи Узбекистана.
В еще одном электронном сообщении, датированном мартом 2007 года, Серкан Элден (Serkan Elden), тогдашний руководитель дочернего предприятия TeliaSonera, Fintur Holdings (впоследствии уволенный с занимаемого поста), полагает, что общается с посредником дочери президента, обращаясь к Ахмедову как к «представителю Гульнары Каримовой в телекоммуникационном бизнесе». Стремясь установить связи с правящей семьей, Элден добавляет: «С нами готова встретиться Лола Каримова, дочка номер 2 [т.е. младшая дочь президента Каримова]).
Письмо было направлено некоему «С. Эскудеро» (к которому Элден обращался как к «Стэну»), который ответил, что прозондировал узбекских дипломатов в Вашингтоне на предмет притязаний TeliaSonera и что Ташкент «смотрит на нашу заявку благосклонно». Личность адресата еще предстоит доподлинно установить, но получатель, судя по всему, носит такое же или на удивление похожее имя, что и Стэнли Эскудеро, американский дипломат в отставке, служивший в 1990-х годах послом США в Узбекистане, а позднее ставший консультантом по центральноазиатскому и кавказскому регионам.
Каримова известна своими обширными финансовыми интересами, заставившими автора другой обнародованной Wikileaks депеши назвать ее «бароном-грабителем». Помимо участия, по имеющимся данным, в деловых предприятиях, она подвизается на целом ряде других поприщ – от модельера и поп-дивы до дипломата, занимая пост постпреда Узбекистана при ООН в Женеве.
Каримова никак публично не комментировала данное коррупционное расследование и не откликнулась на неоднократные просьбы EurasiaNet.org о комментарии. Просьбы о комментарии, направленные на адреса электронной почты, указанные в документах в отношении Эскудеро, Элдена и Ахмедова, остались без ответа. Связаться с Авакян для получения комментария не удалось.
Из документов, представленных в шведский суд, также явствует, что государственное агентство Узбекистана, выдававшее TeliaSonera лицензии и телефонные номера, отрицает свою причастность к правонарушениям, а Ташкент выразил шведским властям протест в связи с ходом расследования и освещением его в прессе.
TeliaSonera признала, что ей было известно: посредник Ахмедов возглавлял конкурирующую телекоммуникационную компанию, некогда принадлежавшую Гульнаре Каримовой, а именно фирму «Уздунробита». Та продала ее российскому оператору сотовой связи МТС, который в прошлом году оказался втянутым в крупный конфликт с Ташкентом в рамках еще одного скандала на рынке телекоммуникационных услуг Узбекистана, в котором также фигурировал Ахмедов, которого Ташкент обвинил в коррупции, после чего активы МТС в Узбекистане были изъяты (но решение об этом было впоследствии отменено).
Данное дело, остающееся по-прежнему неурегулированным, спровоцировало еще одно, не завершенное на данный момент, разбирательство швейцарских властей по делу об отмывании денег, по которому проходят четверо граждан Узбекистана, включая Ахмедова, Авакян и еще двух партнеров Гульнары Каримовой.
TeliaSonera также признает факт существования «многочисленных слухов и домыслов» на тему о том, не были ли Аваян и компания Takilant прикрытием для каких-то других личностей или групп. «Циркулировали различные слухи на тему о том, кто мог входить в эту группу, в том числе называлось имя Гульнары Каримовой», – отмечалось в заявлении концерна от 8 января. Однако, проведя специальную комплексную проверку, «мы не смогли выявить никаких иных бенефициаров, кроме Гаяне Авакян», говорится далее в документе.
Автор: Джоанна Лиллис
Источник: http://russian.eurasianet.org/node/59801
Фото: nld.com.vn
Правила комментирования
comments powered by Disqus