События на Украине поставили лидеров среднеазиатских государств в очень непростую ситуацию. С одной стороны руководство этих стран, чьи способы правления далеки от западных стандартов демократии, всерьез опасаются, что "украинский сценарий" при поддержке Запада может повториться и в их странах. Неслучайно, за исключением Киргизии, руководство всех среднеазиатских стран добилось того, чтобы местные СМИ освещали украинскую революцию с пророссийских позиций. "Опубликованные в интернете фотографии роскошного поместья Януковича, его личного зоопарка и гольфовой площадки могут породить ассоциации у жителей среднеазиатских государств, и это обстоятельство может лишить сна лидеров среднеазиатского региона", - отмечают в обширном докладе, посвященном влиянию украинского кризиса на ситуацию в Средней Азии, политологи университета Джорджа Вашингтона Марлен Лаурель и Син Робертс.
В то же время во всех среднеазитских странах существуют регионы компактного проживания национальных меньшинств, и в большинстве из них уже вспыхивали межнациональные конфликты. После крымских событий вновь становится актуальной проблема узбекских анклавов в Киргизии, таджикского и каракалпакского сепаратизма в Узбекистане, русского в северном Казахстане, и памирского в Таджикистане. Показательно, что сразу же после крымского референдума незарегистрированное движение "Алга Каракалпакстан" уже заявило о готовности Каракалпакстана присоединиться к России. В столь непростой ситуации лидеры государств Средней Азии избрали разную тактику.
Наиболее четко пророссийскую позицию заняли власти Казахстана. Как заявил казахстанский МИД, прошедший в Крыму референдум – это свободное волеизъявление населения этой автономной республики, и Астана с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях. Заявление казахского МИДа – очень примечательно, так как именно в этой республике, где на севере компактно проживают русские, большинство политологов предрекают наиболее вероятное повторение "крымского сценария". По-видимому, в Астане, связанной с Россией самыми тесными экономическими отношениями, решили, что именно открытая поддержка России поможет сдержать сепаратистские тенденции в Северном Казахстане. Не исключено также, что на решение казахских властей повлияла и косвенная поддержка Кремля другим важнейшим партнером Казахстана – Китаем, воздержавшимся от поддержки в Совете Безопасности ООН проекта резолюции, признающей крымский референдум незаконным.
Тесные связи с Россией (Кремль фактически финансирует киргизскую армию) и Китаем обусловили и поддержку крымского референдума Бишкеком. По мнению киргизского МИДа, голосование в Крыму "представляет собой волеизъявление абсолютного большинства населения автономной республики… И это объективная реальность, какие бы полярные оценки не давались этому референдуму. Поэтому сегодня чрезвычайно высока ответственность тех политиков, которые взяли судьбу страны в свои руки в столь сложный для нее период", — заявляет внешнеполитическое ведомство Киргизии.
В то же время, Киргизия оказалось единственной из среднеазиатских республик фактически поддержавшей саму украинскую революцию. По мнению киргизского МИДа, "именно непродуманные действия и коррумпированность бывших властей Украины привели к сегодняшнему кризису и гибели десятков невинных людей".
Таджикские власти, напротив, воздержались от оценки, крымского референдума, но резко осудили саму украинскую революцию. Так Глава таджикского МИД Сироджиддин Аслов сравнил нынешнюю ситуацию на Украине с гражданской войной и положением Таджикистана в 90-е годы. "Тогда Таджикистан пережил политические разногласия, которые привели страну к тяжелым экономическим последствиям, — напомнил Сироджиддин Аслов. — Действия украинских радикалов и экстремистов находятся вне правового поля".
Руководстьво Узбекистана фактически воздержался от каких-либо оценок украинских событий, ограничившись общим заявлением, что "события на Украине, приведшие к серьезному осложнению ситуации и противостоянию, могут привести к еще большей эскалации напряженности и трудно предсказуемым последствиям". Ашхабад же и вовсе "не заметил" происходящего в далекой от него славянской республике.
Итак, по крайней мере, в Средней Азии, действия Кремля на Украине нашли или поддержку, или же – в худшем для Москвы случае – нейтральную позицию к крымским событиям. Особенно для Москвы значима поддержка Казахстана – наиболее экономически развитой страны в регионе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus