Стервозная девушка на выданье
В маленькой, но гордой и очень богатой на природные ископаемые республике продолжаются бурные дебаты о судьбе золоторудного месторождения Кумтор. Группа парламентариев, выступающих против того, чтобы его разработку продолжала международная корпорация Centerra, все же нашла поддержку в правительстве. Как - тема отдельная: коалиционный кабинет министров Кыргызстана - образование не просто шаткое, но в первую очередь политическое и остается детищем правящей коалиции Жогорку Кенеша. Игра супротив родителя для правительства неизбежно закончится отставкой, что ни действующему премьеру Жанторо Сатыбалдиеву, ни, тем более, привлеченным со стороны политикам, занявшим министерские кресла, не нужно.
Главная ставка сделана на экологию. Это в Кыргызстане конек проверенный, можно сказать - традиционный. Под предлогом тревоги за природу власти предержащие и те, кто оказался им близок, не один год «кошмарят» инвесторов. По этой причине, к слову, последние лет десять чиновники не могут заманить ни одного инвестора в горнодобывающую отрасль. Ее, родимую, называют самой обаятельной и привлекательной, но одними словами делу не поможешь. Тем более, действия властей и подконтрольных им групп на местах в отношении инвесторов, уже пришедших, показывают девицу на выданье совсем не такой, как ее видят министры, парламентарии и те, кому пока не повезло попасть ни в ту, ни в другую обойму.
На протяжении последнего года парламент, правительство и привлеченные ими эксперты-правозащитники (экологов среди них почему-то практически не было) стращали население неминуемой экологической катастрофой. Напугали так, что рудник «Кумтор» стал восприниматься в сельской среде чем-то вроде Чернобыля. О чем, к слову, потом не раз поминал тот или иной представитель глубинки. Так, со слов политиков оказалось, что золотодобытчики успели отравить весь Нарын и население населенных пунктов, лежащих по его течению. Многим стало понятно, почему в реке не ловят осетров, поголовье баранов на джайлоо не увеличивается, а уровень образованности в регионах падает. Во всем «Кумтор» виноват! Что уж тут говорить о хрупкой экосистеме высокогорья?
Сомнительные дивиденды
Словам, брошенным с трибун, иногда приходится искать подтверждение. Centerra - корпорация серьезная, и ее судьба интересует не только тех, кто любопытствует инвестиционными перспективами Кыргызстана, но и международные финансовые институты. Спад на производстве, зафиксированный в 2012 году на руднике, едва не привел экономику страны к коллапсу. Вину за это привычно повесили на горняков, хотя, по большому счету, следовало - на политиков, призывы к захвату месторождения которых до смерти напугали фондовую биржу в Торонто, где акции корпорации резко подешевели, попутно обесценив и портфель Кыргызстана.
Все бы ничего, если бы произошедшее послужило кыргызскому истеблишменту уроком. Но местный политик не только упрям, но и, как правило, не обучаем. В итоге правительство республики пошло на крайне рискованный шаг. Купившись на посулы так называемых экспертов от общественности, стращавших народ смертельными дозами цианидов и повышением уровня радиоактивности, кабмин страны пригласил оценить опасность «Кумтора» немецких экспертов.
Общественность замерла в ожидании страшных разоблачений. Казалось, на деловой репутации Centerra пора ставить жирный крест. Члены госкомиссии по проверке «Кумтора» уже потирали ручки в предвкушении дивидендов. Чиновники взялись подсчитывать ущерб, который нанесли золотодобытчики уникальной природе Кыргызстана. Госкомиссия заявила, что отходы производства размещались в отвалах без разрешительных документов, а почва вокруг рудника загрязнена. Тот факт, что все виды работ подробно описываются в планах компании, ежегодно утверждаемые госорганами республики, замалчивался. В противном случае получилось бы так: спрашивают за то, что сами разрешили.
Главой рабочей группы по экологической и горнотехнической экспертизе и по совместительству директор Государственной инспекции по экологической и технической безопасности Осмонбек Артыкбаев огласил фантастические цифры. Только по предварительной оценке «Кумтор» нанес Кыргызстану ущерб в 6,7 миллиарда сомов. На этой цифре, впрочем, чиновники решили не останавливаться. Как пообещал Артыкбаев, правительству еще предстоит подсчитать, во сколько инвестору обойдется компенсация за ущерб, нанесенный загрязненным ледникам. Озвучить еще более страшные цифры, впрочем, члены рабочей группы затруднялись. Причина банальна: в Кыргызстане нет закона о ледниках, под статью которого можно было бы предъявить претензии. Но, как заверил глава госинспекции, это дело времени. «Такие законы еще предстоит разработать», - заявил он.
Ушат холодной воды
Полет фантазии чиновников остановил отчет немецкого Института гигиены Рургебит. Сработали пунктуальные германцы в срок. То бишь для кыргызского чиновника не вовремя. Ознакомившись с отчетом немецких ученых, правительство решило сохранить его в тайне. Было от чего. Но засекретить документ, впрочем, не удалось.
Данные исследования немецких экспертов, как оказалось, идут в разрез с картиной, нарисованной местными чиновниками. Немцы, стоит отдать им должное, справились с огромным фронтом работ. Взяли пробы воды, стоков, донных отложений и грунта, как близ рудника, так и рядом с селами за многие километры от «Кумтора». Потом материалы увезли в Германию, где тщательно все изучили. И... ничего страшного не нашли!
«Концентрации химических элементов и концентрации цианидов и фторидов в отобранных пробах, главным образом, соответствуют естественным геохимическим фоновым уровням, - гласит их отчет. - Аналитические данные не подтверждают наличия чрезмерно высоких концентраций цианидов и токсических элементов в точках отбора проб, используемых для данного исследования».
Согласно отчету, ничего токсичного и опасного ученые не нашли не только в сточных водах, но даже в донных отложениях реки Барскоон, где свыше 10 лет назад перевернулся грузовик с цианидами. Жителям близлежащих сел, очевидно, это совсем не понравится. А уж как, наверное, не понравились выводы немцев кыргызским госмужам.
Можно, конечно, сказать, что немцы честных кыргызских чиновников подставили. Да вот незадача: как выясняется, отбор проб шел в присутствии представителей комиссии и парламентариев. Более того, они сами показывали, где именно брать материалы для исследования. Не менее любопытна и другая деталь: немецких экспертов пригласила критиковавшая золотодобытчиков депутат Эркингуль Иманкожоева, которая лично знакома с некоторыми из прибывших ученых.
Что еще придумаем?
Привело все это к ситуации глупой, парадоксальной, но, увы, привычной. Теперь правительство вынуждено делать хорошую мину при плохой игре. Министр экономики Темир Сариев пошел ва-банк, понимая, что терять ему нечего - экономического роста, как такового, нет, вступление в Таможенный союз затянулось, а вот доение инвестора, в случае если этот процесс будет успешен, может стать показателем хоть каких-то плодов его деятельности.
Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев встретился с президентом Centerra Яном Аткинсоном 14 февраля. Итогом переговоров, прошедших в День святого Валентина, стало заявление, что инвестор и правительство «намерены совместно искать взаимоприемлемое решение существующих проблем». Более того, взяли на себя обязательства «по урегулированию разногласий посредством конструктивного диалога с целью продолжения дальнейшей успешной реализации проекта».
Теперь стало понятно, что государственные экологи вынуждены изыскать хоть какой-нибудь повод для оправдания политической кампании против инвестора. Что же дальше? Скорее всего, сейчас этот вопрос изводит не один пытливый ум из обоймы так называемых «патриотов», окончательно уничтоживших надежды Кыргызстана на многомиллионные инвестиции со стороны других компаний. И, к сожалению, их изворотливый ум наверняка изобретет еще массу «претензий». Ведь когда на весах твое личное благополучие и развитие экономики страны, ее будущее в Кыргызстане политический патриотизм зачастую падает довеском именно на первую чашу.
Источник: "24.kg"
Правила комментирования
comments powered by Disqus