Политолог С. Багдасаров: «Настало время более жёстко и четко проводить политику на постсоветском пространстве — пора прекращать всех называть своими друзьями».
МИД России назвал контрпродуктивной принятую 27 марта резолюцию Генассамблеи ООН о признании незаконным референдума в Крыму. По мнению российских дипломатов, такие меры, лишь усложнят урегулирование политического кризиса на Украине.
«Не вызывает ничего, кроме сожаления, та достойная лучшего применения настойчивость, с какой власти в Киеве и представляющие их интересы иностранные ''адвокаты'' пытаются извратить суть происходящих на Украине тревожных процессов, — говорится в официальном сообщении внешнеполитического ведомства, которое приводит ИТАР-ТАСС. — Задействован на полную мощность весь нерастраченный потенциал пропагандистской машины времен холодной войны, с тем, чтобы увести на задний план факт глубочайшего внутриполитического кризиса на Украине и переложить ответственность за эскалацию напряженности на Российскую Федерацию».
Напомним, 27 марта в Генеральной Ассамблее ООН состоялось пленарное заседание, в рамках которого рассматривался проект резолюции о территориальной целостности Украины. Ключевым элементом документа стал призыв не признавать результатов референдума в Крыму.
Из 193 стран-членов ООН, 100 резолюцию поддержали. Это США, ЕС и их союзники, в том числе страны постсоветского пространства — Азербайджан, Молдавия, Грузия и сама Украина.
Против выступили 11 стран: Россия, Куба, КНДР, Никарагуа, Судан, Сирия, Венесуэла, Зимбабве, Боливия, а также Белоруссия и Армения.
Еще 58 государств воздержались. Среди них оказались обычно дружественные Москве Казахстан и Узбекистан. Остальные 24 страны, вместе с Киргизией, Таджикистаном и Туркменией, вообще устранились, не нажав ни на одну из кнопок на пультах для голосования.
— Почему бывшие республики, которым Россия всегда много помогала и помогает, которых считала ближайшими союзниками, отказались открыто поддержать нашу страну в столь важном для нее вопросе?
— Ни одно из государств СНГ до сих пор также не признало Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, — напомнил заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин. — При этом они оставляют возможности для диалога с Россией и находятся в различных интеграционных объединениях вместе с ней.
— Почему тогда Белоруссия и Армения проголосовали против антироссийской резолюции?
— А это понятно. Потому что Лукашенко уже озвучил несколько дней назад свою позицию по вопросу о ситуации на Украине, где фактически поддержал Россию — хотя и с некоторыми элементами витиеватости. Что касается Армении, то она взяла курс на сотрудничество с Таможенным союзом. И в условиях возможного военного противостояния с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха власти Армении делают сейчас однозначную ставку на Россию.
То есть, на данный момент эти две страны, пожалуй, наиболее пророссийски ориентированы.
Казахстан, безусловно, тоже в больше степени тяготеет к России, российской позиции. Но он должен учитывать и положение КНР, и положение Соединенных Штатов — здесь ничего удивительного нет. Узбекистан, как известно, занят сейчас больше внутренними проблемами, связанными с сохранением клана Каримовых у власти. А в Туркмении власти и по другим параметрам проводят изоляционный курс, поэтому эта страна всегда была достаточно обособленная.
Азербайджан, напротив, поддержал целостность Украины, потому что он имеет территориальный конфликт с Арменией. В условиях, когда Ереван является стратегическим союзником Москвы, когда на территории Армении находятся российские войска, это вполне объясняет позицию Баку.
Вообще ничего нового в ходе этого голосования не произошло. Это просто очень хороший индикатор того, что происходит сейчас на постсоветском пространстве.
— Тем не менее, Виталий Чуркин, наш постпред при ООН, сказал, что доволен голосованием на ассамблее. Как это понимать?
— Обратите внимание на то, что очень многие государства, динамично развивающиеся страны, такие, как Бразилия, — воздержались. То есть, наши партнеры по БРИКС не стали одобрять антироссийскую резолюцию.
Это показывает, что США в принципе не добились позитивного эффекта в ходе этого голосования. Потому что, несмотря на то, что 100 стран поддержали Штаты, ЕС и их союзников, очень много крупных государств — региональных игроков, не поддержали однозначно эту резолюцию. Можно даже сказать, что те, кто воздержался, фактически сыграли на стороне Москвы.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров уверен, что голосование по «крымскому вопросу» было несвободным:
— Понятно, что на все государства, в том числе и постсоветского пространства, США и ЕС оказывали мощнейшее давление в канун голосования. Вспомните позицию Киргизии. Сначала МИД Киргизии выступил с осуждением позиции России по Крыму. Потом — с пониманием, признав итоги референдума 16 марта. Но в ООН ни Киргизия, ни Таджикистан, ни Туркмения не голосовали. Это говорит о том, что на них, конечно, оказывалось давление.
В этих условиях проявить принципиальность сумели две страны — Армения и Белоруссия.
— Почему именно они, по-вашему?
— С Лукашенко — понятно. Он всегда занимал такую позицию — его изолировать дальше некуда. Что касается Армении, то Сержу Саргсяну, президенту страны, нужно отдать должное за то, что он занял такую глубоко принципиальную позицию. Особенно, учитывая, что в Армении есть достаточно серьезные прозападные силы. На последних президентских выборах в стране, напомню, второе место с 38 процентами голосов занял Раффи Ованнисян. Он — американец. И не просто гражданин США. Это человек, родившийся и выросший в Соединенных Штатах, на которого очень серьезную ставку делали и американские власти, и Евросоюз, и Турция, и Азербайджан. С тем, чтобы убрать Сержа Саргсяна, а в последствие и нашу 102-ю Гюмринскую базу, наши погранвойска. Армения — единственное государство постсоветского пространства, где находятся российские погранвойска. И Саргсян, думаю, прекрасно понимает ситуацию, и поэтому было принято решение занять жёсткую позицию в пользу России, несмотря на очень большое неудовольствие посла США в Ереване, вообще американцев, Евросоюза и украинской стороны.
Реальность, получается такова — у нас на постсоветском пространстве есть два союзника Белоруссия и Армения.
— А остальные?
— Остальные придерживаются принципа «многовекторной политики»: поддержать — не поддержим, против — не будем. А будем получать соответствующие дивиденды со всех сторон — от России, от США, от Евросоюза. Это при том, что и Киргизия, и Таджикистан от нас, можно сказать, полностью зависят в экономическом плане.
Настало время более жёстко и четко проводить внутреннюю и внешнюю политику, в том числе политику на постсоветском пространстве — пора прекращать всех называть своими друзьями. Если ты союзник — ты нас поддерживаешь. Если нет, тогда мы вправе ввести по отношению к тебе целый ряд ограничений, чтоб было осознание, что так делать нельзя. Я думаю, эта ситуация уже назрела.
Правила комментирования
comments powered by Disqus